Архангельское где находится


Интерактивная карта - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

1. ЛЕВ

2. ЛЕВ

3. ВАЗА

4. ВАЗА

5. ЛЕВ

6. ЛЕВ

7. ЮПИТЕР

8. ВАЗА

9. ВАКХАНКА

10. ВАКХАНТ

11. ВАЗА

12. ВЕНЕРА

13. ЮНОНА

14. МЕНЕЛАЙ С ТЕЛОМ ПАТРОКЛА

15. ГЕРКУЛЕС И АНТЕЙ

16. АПОЛЛОН

17. ВАЗА СО ЗМЕЯМИ

18. ВАЗА СО ЗМЕЯМИ

19. МЕРКУРИЙ

20. МАРС

21. МИНЕРВА

22. ДИАНА

23. ЛЬВИЦА

24. ЛЕВ

25. СОБАКА

26. СОБАКА

27. СОБАКА

28. ВАЗЫ

29. ЦЕРЕРА

30. ВЕНЕРА С ГОЛУБКАМИ

31. АМАЗОНКА С СОБАКОЙ

32. ФЛОРА

33. ВАЗЫ

34. СОБАКА

35. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ МЕАНДРА

36. СКАМЬЯ

37. АМУРЫ С ДЕЛЬФИНАМИ. Фонтанная группа. Скульптор Дж. Джиромелла.

38. СКАМЬЯ

39. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ МЕАНДРА

40. ЖЕНСКАЯ СТАТУЯ

41. ГАЛЬБА

42. КЛАВДИЙ

43. ЛЕВ ИДУЩИЙ

44. ЛЕВ ИДУЩИЙ

45. ДОМИЦИАН(?)

46. ПОМПЕЙ

47. ФЛОРА

48. ВЕНЕРА С ГОЛУБКОМ

49. ЦЕЗАРЬ

50. АВГУСТ

51. ПЛОДОРОДИЕ

52. ФАРАОН

53. МАРС

54. МИНЕРВА

55. ФАРАОН

56. КОЛОННА НИКОЛАЮ I. 1827. Мастерская С.П. Кампиони

57 а) ГЕРКУЛЕС / б) ЖЕНСКИЙ БЮСТ

58 а) ЖЕНСКИЙ БЮСТ / б) ЭНЕЙ

59 а) АРИСТИД / б) АГЕСИЛАЙ

60 а) ПИРР / б) ЯСОН

61 а) ДЕМОКРИТ / б) ЖЕНСКИЙ БЮСТ

62 а) ЦЕРЕРА / б) ФАБИЙ МАКСИМ

63 а) ЖЕНСКИЙ БЮСТ / б) ГЕЛОН

64 а) ДИАНА / б) ЮНОША В ЛАВРОВОМ ВЕНКЕ

65 а) ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ / б) ЛИCАНДР

66 а) АГИС / б) ОТОН

67 а) ТИБЕРИЙ / б) ТИТ

68. СИДЯЩИЙ ЛЕВ С ШАРОМ

69. АФРИКА

70. ЕВРОПА

71. СИДЯЩИЙ ЛЕВ

72. СИДЯЩИЙ ЛЕВ

73. АЗИЯ

74. АМЕРИКА

75. СИДЯЩИЙ ЛЕВ С ШАРОМ

76 а) ВЕСПАСИАН / б) НЕРОН

77 а) ВИТЕЛЛИЙ / б) ЗИМА

78 а) МАРК ЮНИЙ БРУТ / б) ТУЛЛГОСТИЛЛИЙ

79 а) ЮНОША / б) КАМИЛЛ

80 а) ДИДОНА(?) / б) ТИМОЛЕОН

81 а) ФИЛОСОФ / б) РИМСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ

82 а) ПЛУТАРХ / б) ЖЕНСКИЙ БЮСТ

83 а) ФЕЛОПОМЕН / б) АРИСТИПП

84 а) АПОЛЛОН / б) ОМФАЛА

85 а) АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ / б) АЛКИВИАД

86 а) МАРИЙ / б) ТЕЗЕЙ

87. А.С. ПУШКИН. 1903. Мастерская М.Д. Кутырина. Архитектор Н.В. Султанов

88. АРАТ

89. ФЛОРА

90. ЖЕНСКИЙ БЮСТ

91. КЛАВДИЙ(?)

92. ЮНОША

93. КЛАВДИЙ(?)

94. ВОИН

95. АПОЛЛОН

96. ГЕНИЙ СКОРБИ (СКОРБЯЩИЙ ГЕНИЙ). 1905. Скульптор К.Г. Барт

97. КОЛОННА АЛЕКСАНДРУ I. 1817. Скульптор С.К. Пенно

98. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ АМУРОВ С ГИРЛЯНДАМИ

99. АМУРЫ С ЛЕБЕДЕМ. Фонтанная группа

100. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ АМУРОВ С ГИРЛЯНДАМИ

101. ХРАМ-ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II. Архитектор Е.В. Тюрин. 1819 г. Модель М.И. Козловского. Мастерская С.П. Кампиони. 1825 г.

102. ЛЕВ

103. В «Чайном домике»: АНГЕЛ. Надгробный памятник княжне Т.Н. Юсуповой. 1895. Скульптор М.М. Антокольский

104. ЛЕВ С ШАРОМ

105. КОЛОННА АЛЕКСАНДРУ III. Конец 1880-х гг.

106. ВАЗА С ГЛАДКИМ ФРИЗОМ

107. МАЛЬЧИК С ГУСЕМ. Фонтанная группа

108. АРТАКСЕРКС

109. ЖЕНСКАЯ СТАТУЯ

110. СТАРИК 1

11. ДЕМЕТРИЙ ПОЛИОРКЕТ

112. НИКИЙ

113. ЦЕРЕРА

114. ФЛОРА

115. АРИСТОМЕН

116. КИМОН

117. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ МЕАНДРА

118. ДИОН ЗЛАТОУСТ

119. ЗИМА

120. ВЕРТУМН(?)

121. КАТОН УТИЧЕСКИЙ

122. МАРК АНТОНИЙ

123. ЗИМА

124. ЗИМА

125. КЛЕОМЕН

126. АРАТ

127. ВАЗА С ФРИЗОМ ИЗ МЕАНДРА

128. БОРГЕЗСКИЙ БОЕЦ

129. БОРГЕЗСКИЙ БОЕЦ

130. ЛЕВ

131. ЛЕВ

132. ГЕРКУЛЕС ФАРНЕЗЕ

133. ФЛОРА ФАРНЕЗЕ

В нишах Нижней подпорной стены:

134. КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНОГО ОРДЕРА

135. ВЕНЕРА МЕДИЧИ (МЕДИЦЕЙСКАЯ)

136. КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНОГО ОРДЕРА

Часы работы - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

В Музее-усадьбе «Архангельское» введен режим повышенной готовности по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

С 18.03.2020 приостанавливается посещение всех выставочно-экспозиционных помещений, проведение экскурсий и мероприятий.

Парк Музея-усадьбы «Архангельское» будет закрыт с 28 марта по 30 апреля 2020 года.


   Часы работы Музей-усадьбы «Архангельское»по зимнему графику.

ПАРК
Ежедневно с 10:00 до 20:00 - закрыт для посещения
Кассы на вход в парк работают
ежедневно с 10:00 до 19:00

ДВОРЕЦ  - закрыт для посещения
Среда-воскресенье с 10:00 до 17:00, 
вход и продажа билетов на входных кассах с 10:00 до 16:30. 
Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца 

КОЛОННАДА И ЗАПАДНЫЙ ФЛИГЕЛЬ ДВОРЦА  - закрыты для посещения
Среда-воскресенье с 10:00 до 18:00,
вход и продажа билетов на входных кассах с 10:00 до 17:30.
Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца

Коммерческая, профессиональная съемка на территории музея-усадьбы производится только при наличии письменного согласования с администрацией музея.
Во время проведения богослужений в церкви Архангела Михаила осуществляется свободный вход прихожан через проходную № 3 на прилегающую к церкви территорию. Вход в парк - платный.
В музее-усадьбе «Архангельское» проводятся работы по благоустройству. Просим извинить за доставленные неудобства

На территории Музея-усадьбы «Архангельское» запрещается:

  • проводить на территорию и выгуливать домашних животных;   
  • проносить оборудование (квадрокоптеры-дроны, штативы, осветительные приборы, светоотражающие экраны и т.п.) и проводить профессиональную кино-, фото- и видеосъемку (кинофильмы, рекламная съемка, музыкальные клипы, съемка с реквизитом и т.п.) без письменного разрешения администрации Музея-усадьбы «Архангельское»;

  • проводить свадебную фотосессию, съемку для портфолио, съемку с переодеванием без наличия соответствующих входных билетов и билетов «Фотосессия в Парке», или «Фотосессия во Дворце»;

  • передвигаться на колесных средствах передвижения: велосипедах, самокатах, роликовых коньках и др.;

  • проносить и распивать спиртные напитки;

  • совершать акты вандализма по отношению к архитектурным и иным памятникам, прикасаться к скульптуре и постаментам;

  • загорать и находиться в купальных костюмах;

  • проносить оружие, крупногабаритные вещи, колющие и легковоспламеняющиеся предметы, ядовитые вещества, стеклянную посуду;

  • использовать беспилотные летательные аппараты, запускать воздушных змеев;

  • разводить костры, использовать пиротехнические и пожароопасные средства и устройства;

  • ходить по газонам и цветникам;

  • осуществлять несанкционированную торговлю;

  • распространять рекламную продукцию;

  • проводить несанкционированные экскурсии и мероприятия.

  • присоединяться к проводимым на территории усадьбы экскурсиям.

  • В экспозициях Музея-усадьбы «Архангельское» запрещается:

  • прикасаться к экспонатам и витринам, проходить за ограничительные линии;

  • создавать ситуации, угрожающие экспонатам и препятствующие движению посетителей и экскурсионных групп;

  • входить с детскими колясками, воздушными шарами, мороженым, напитками в открытой таре;

  • проносить рюкзаки, сумки более чем 55х35х25 см или длинномерные предметы, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте превышает 110 см;

  • проводить любительскую фото- и видеосъемку со вспышкой;

  • проводить профессиональную съемку (с использованием специальной аппаратуры, штативов, сменных объективов, софитов, светоотражающих экранов, другого оборудования и реквизита) без письменного разрешения администрации Музея-усадьбы «Архангельское»;

  • пользоваться мобильными телефонами;

  • использовать средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов) и прослушивать аудиозаписи без наушников;

  • принимать пищу;

  • присоединяться к проводимым в залах экскурсиям.


  • С полным текстом Правил вы можете ознакомиться у кассира, администратора, на сайте музея.

    В случае нарушения настоящих Правил посетитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    описание, фото, где находится на карте, как добраться

    Архангельское, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

    Архангельское - старинная усадьба в Подмосковье, Россия, которая на сегодняшний день является государственным музеем. Это большой дворцово-парковый комплекс в Подмосковье, близ города Красногорск, расположенный на берегу старицы Москвы-реки. Он вошел в 1000 лучших достопримечательностей мира по версии нашего сайта.

    Усадьба находится в поистине живописном месте, о чем не раз писали многие поэты и историки. Впервые она упоминалась в середине XVI века, еще во времена Ивана Грозного. В течение нескольких столетий владельцы усадьбы менялись, также как и внешний вид архитектурно-паркового ансамбля. Здесь когда-то жили князья Юсуповы, Одоевские, Голицыны. Большую коллекцию живописи, скульптуры и редких книг собрал именно князь Николай Юсупов.

    В этой усадьбе часто бывали члены императорской семьи, иностранные послы, видные государственные деятели и знаменитые люди искусства. Из архитектурных построек прекрасно сохранился Большой дворец с итальянским террасным парком, Малый дворец, Храм-усыпальница Юсуповых, Театр Гонзага, а также старейшее здание комплекса - Храм Архангела Михаила, построенный в 1660-е годы. Сегодня в музей-усадьбу приезжают сотни молодоженов сделать фотографии на память.

    Доехать до Архангельского можно на личном авто по Волоколамскому или Новорижскому шоссе. Также до усадьбы можно доехать на общественном транспорте от метро «Тушинская» или «Строгино».
     

    Фото достопримечательности: Архангельское

     

    Архангельское на карте:

    Архангельское (Москва) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Архангельское — деревня в Троицком административном округе Москвы (до 1 июля 2012 года была в составе Наро-Фоминского района Московской области). Входит в состав поселения Новофёдоровское.

    Численность населения
    1852[2]1859[3]1899[4]1926[5]2002[6]2006[7]2010[1]
    191↘179→179↘178↘1↗2↗12

    Согласно Всероссийской переписи, в 2002 году в деревне проживала 1 женщина[6]. По данным на 2005 год, в деревне проживало 2 человека[7].

    Деревня Архангельское находится в западной части Троицкого административного округа, примерно в 27 км к западу от города Троицка, у истока небольшой речки Милотинки бассейна Пахры[8]. В деревне одна улица — Дачная, приписано два садоводческих товарищества[9].

    Рядом с деревней к югу проходит граница с поселением Киевский. Сразу за границей находится локомотивное депо сортировочной станции Бекасово-Сортировочное. Автомобильной прямой связи нет, попасть можно только перейдя пути пешком. В 1,3 км на северо-запад (асфальтированная дорога) расположена пассажирская платформа Бекасово-Центральное Большого кольца Московской железной дороги. Ближайший населённый пункт — посёлок Зосимова Пустынь.

    В середине XIX века село Архангельское относилось ко 2-му стану Верейского уезда Московской губернии и принадлежало статскому советнику Булыгину Василию Ивановичу, в селе была церковь, 17 дворов, крестьян 82 души мужского пола и 109 душ женского[2].

    В «Списке населённых мест» 1862 года — владельческое сельцо по правую сторону 2-го Подольского тракта (от Новокалужского тракта к границе Подольского уезда), в 45 верстах от уездного города и 13 верстах от становой квартиры, при колодце, с 22 дворами и 179 жителями (81 мужчина, 98 женщин)[3].

    По данным на 1899 год — деревня Рудневской волости Верейского уезда с 179 жителями[4].

    В 1913 году — 36 дворов[10].

    По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — центр Архангельского сельсовета Наро-Фоминской волости Звенигородского уезда в 11,7 км от Кубинского шоссе и 10,7 км от станции Нара Киево-Воронежской железной дороги, проживало 178 жителей (100 мужчин, 78 женщин), насчитывалось 60 хозяйств, из которых 27 крестьянских, имелась школа шитья и кройки[5].

    1929—1963, 1965—2012 гг. — населённый пункт в составе Наро-Фоминского района Московской области.

    1963—1965 гг. — в составе Звенигородского укрупнённого сельского района Московской области[11].

    Парк - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

    Архитектурно-парковый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия о красоте в искусстве античности. Парк рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б. Юсуповым постоянно совершенствовался. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия. По композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. Cтрогая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими регулярными парками, а его пейзажные рощи кажутся набросанными кистью английского ландшафтного архитектора.

    История создания

    Исторически въезд в усадьбу осуществлялся по Императорской аллее, ведущей от Московской дороги к дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

    Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX века появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

    Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в ряд террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка – это сеть боскетов и шпалер, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском стиле.

    Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, композиционно напоминает Парадный двор, но по отделке она ближе к дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы расположена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение мастера XVIII века, замыслом восходящее к творениям Микеланджело. На балюстраде верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и нижнюю террасу парка, окаймляющую верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.

    Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам нижней террасы. По обе стороны от фонтана – мраморные скамьи, за ними – две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку – копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

    Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории частей света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные египетские гермы словно охраняют вход в грот со статуей Венеры Медицейской.

    Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 метров) нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из дикого камня, напоминающие о бренности мира, представленного мраморными изваяниями.

    Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце XVIII – начале XIX века, насчитывает около двухсот произведений и является уникальным собранием. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII столетия с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в мастерских Сантино Петровича Кампиони в Москве и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

    Большой партер

    Одна из наиболее значительных частей парка – Большой партер. Огромный прямоугольник (240×70 м), окруженный зелеными шпалерами, аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (сейчас в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: они величественно обрамляли гладкие плоскости поверхности партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.

    Южную границу Большого партера определяют две статуи боргезских бойцов (копии с античных памятников). До середины 1930-х годов на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными в другое место.

    По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов – небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены нижней террасы при Н.Б. Юсупове был превращен в вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ оранжерей на холме у Москвы-реки использовались для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.

    Фонтаны

    В конце XVIII века князь Н.А. Голицын выстроил в своем имении гидравлическую машину по проекту и под руководством шведского инженера Ф.Е. Норберга. Н.Б. Юсупов усовершенствовал систему подачи воды, построив паровую машину на речке Горятинке.




    Фонтан со скульптурной группой «Амур с лебедем» на Большом партере(1810-е, конец XIX - начало XX века)

    Фонтан со скульптурной группой «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло на Нижней террасе (1818, 1889)

    Фонтан Роз со скульптурной группой «Мальчик с гусем» (1850-е)

    В середине XIX века среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан – маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В центре нее размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

    Пейзажный парк




    Пейзажный парк

    Пейзажный парк

    Пейзажный парк

    Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны были украшены лентами розариев, в центре Аполлоновой рощи была устроена так называемая Аполлонова звезда – восемь аллей сходились в центре к бюсту покровителя муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды – финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

    Императорская аллея

    С конца XVIII века путешественник, подъезжавший к усадьбе Архангельское с севера, сворачивал на прямую, как стрела, въездную дорогу, получившую в середине XIX столетия название Императорская аллея. Эта дорога, по замыслу архитектора, совпадала с главной композиционной осью всей усадьбы «север – юг». Сначала это была просека, прорубленная через Быкову рощу. Ею пользовались при строительстве Дворца. Позднее подъездная дорога была покрыта колотым гранитом, уложенным торцом «в расклин». В настоящее время историческая кладка в значительной степени утрачена и скрыта под несколькими слоями асфальта. Ширина Императорской аллеи составляет 7,5 –8 м. В начале XIX столетия вдоль дороги ко Дворцу были высажены сосны в несколько рядов, а непосредственно перед Дворцом был устроен аванкур – поляна, украшенная деревянным трельяжем, скульптурами и имевшая по своей кромке обходные дорожки. В трельяжной изгороди были образованы три прохода – центральный (въездная дорога, позднее Императорская аллея) и два боковых. За пределами деревянной решётки трельяжа была посажена двурядная живая изгородь из акации жёлтой.




    Экспликация

    Картина

    Императорская аллея

    За прошедшие столетия многое изменилось в облике Императорской аллеи – деревья высоко поднялись и разрослись, утратив свой декоративный вид, и почти закрыли перспективу на въездные ворота и бельведер Дворца, когда-то открывавшуюся от Ильинского шоссе. Полукруглая площадка перед въездными воротами и флигелями заросла малоценной растительностью. Трельяжи утрачены, как и двурядная живая изгородь из акации жёлтой. Разросшаяся древесная растительность создала сильное затенение. Быкова роща остается важным мемориальным объектом усадьбы, несмотря на значительные изменения ландшафтного облика, – происходит распад старовозрастных насаждений и смена пород деревьев, спущен пруд-копань. В настоящее время, ведутся реставрационные работы в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», которые имеют целью воссоздать эту часть территории на период расцвета усадьбы – на 1820–1830-е годы (разработан проект реставрации Императорской аллеи и приспособления к современным условиям Быковой рощи). В ближайшее время в роще будет создан «Парк усадебных затей». Ждём Вас в гости.

    Оранжереи

    • Берсо – зелёный коридор

    Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» – монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 года). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г. Дрегалов выстроил две беседки-миловиды (не сохранились; в 1970-е реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период. В 1827 году между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

    По сохранявшейся с XVIII века моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь – Диана, Артемида, Гера, Церера… Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

    Памятники

    Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. В 1819 году в западной части регулярного парка по проекту Е.Д. Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик, храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь представлена в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И. Козловского. На стене позади фигуры воспроизведены слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».



    Храм-памятник Екатерине II

    Ансамбль Пушкинской аллеи

    Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX века память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра II и Николая II были разрушены в 1930-е годы.

    В восточной части парка, близ нижней террасы, находятся два самых поздних памятника. Бронзовая фигура юноши с гаснущим факелом – аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г. Барта, установленная в Архангельском в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, установлен памятник А.С. Пушкину. Ансамбль Пушкинской аллеи был создан архитектором Н.В. Султановым в эпоху неоклассицизма и органично дополнил образ парадной части усадьбы.

    История музея - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

    Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым.  

    Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание последней владелицы усадьбы княгини З.Н. Юсуповой сыграло важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 г. вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 г. музей в усадьбе был открыт для посетителей. Первой его заведующей была назначена Вера Авенировна Фревиль (с 1919 по 1927 гг.).

    Главной задачей сотрудников «Архангельского» стало сохранение художественных коллекций. К 1929 г. удалось воссоздать облик парадных залов дворца, максимально приблизив их ко времени расцвета усадьбы. Был восстановлен зал Тьеполо и частично реконструирована обстановка Парадной спальни.

    Благодаря усилиям директора музея Алексея Александровича Найдышева (с 1927 по 1936 гг.) в Архангельское были возвращены многие уникальные произведения живописи юсупосвкого собрания, вывезенные ещё владельцами в Петербург.

    В 1920-е годы на первый план в деятельности музея было выдвинуто изучение творчества крепостных: экспозицию дополнил раздел о живописной мастерской и фарфорово-фаянсовом заводе в Архангельском. Один из флигелей дворца служил «для нужд детской колонии», флигель лавровой оранжереи – для постановки спектаклей, в здании Храма-усыпальницы обосновался клуб арханельской ячейки РКСМ. В 1928 г. все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 г. Архангельское было передано Наркомату военно-морских дел. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 г. по проекту архитектора полковника В.П. Апышкова начали стоить корпуса санатория. Не дожидаясь окончания их строительства (1937 г.), решено было как можно скорее принять отдыхающих. Для них в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни: в усадьбе открылся дом отдыха РККА.

    • Дорога к храму Архангела Михаила

    Архангельское не обошли своим вниманием известные люди советской страны: здесь бывали Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, К.Е. Ворошилов, а с организацией на территории усадьбы военного санатория в 1934 г. – болгарский коммунист Георгий Димитров, известнейшая в свое время представительница международного революционного движения Клара Цеткин и другие деятели эпохи.   Усадьбу посещали также крупнейшие мастера культуры – П. Корин, В. Мейерхольд, А. Щусев, В. Гиляровский, И. Стравинский, Л. Леонов и многие другие.

    В 1934 г. храм Архангела Михаила закрыли, и его помещение стало использоваться как филиал музея. Настоятель храма с 1894 по 1933 годы протоиерей Николай Виноградов, бывший также законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы и преподавателем Закона Божьего в Гольеве, был арестован и позднее, 27 июня 1938 г., расстрелян на Бутовском полигоне. В январе 1989 г. он был реабилитирован и в числе 1154 новомучеников и исповедников Российских ХХ века причислен Русской Православной Церковью к лику святых. До 1964 г. здание использовалось для нужд санатория. Исследовательские и реставрационные работы 1964-65 гг. в основном вернули храму Архангела Михаила первоначальный облик, сохранив без изменения только южный придел как достройку более позднего времени. Вход в него также восстановили на период конца XVII в. В 1994 г. в храме возобновились службы. Ныне он находится в совместном пользовании музея и православной общины поселка Архангельское.

    Проведенные в 1939 г. к западу от храма Архангела Михаила раскопки выявили на этой территории поселение, относящееся к Дьяковской культуре.

    • Большой партер в регулярном саду

    Несмотря на все перипетии истории музея, в Архангельском сохранились главные архтектурные сооружения, большая часть интерьеров дворца, основная часть парка. Более 60 лет (с 1934 по 1996 годы) музей функционировал под началом военного ведомства, получая методическую помощь от отдела музеев Наркомата просвещения, а позднее Министерства культуры РСФСР. Во время Великой Отечественной войны директор музея (с 1936 по 1954 гг.) Иван Михайлович Починовский  приложил значительные усилия для эвакуации коллекций на Урал. Зимой 1943 г. они вернулись в усадьбу из Верхнего Невьянска. Сотрудники музея откапывали и устанавливали на свои места парковую скульптуру, к концу 1945 г. частично восстановили экспозицию первого этажа дворца, и первые посетители смогли войти в его залы.

    Десять послевоенных лет – время больших реставрационных работ в Архангельском. С каждым годом росла посещаемость музея: в 1960 году в усадьбе побывало боле 130 тысяч человек. В это время коллектив возглавлял Виктор Владимирович Познанский (с 1954 по 1966 гг.). В конце 1960-х гг. состоялось открытие экспозиций и выставок в Колоннаде и храме Ахангела Михаила, завершилась реставрация театра, 150-летие которого в 1968 г. было отмечено концертным исполнением оперы Е. Фомина «Орфей».

    Под руководством директора музея Валерия Леонидовича Рапопорта (с 1967 по 1983 гг.) сложился творческий коллектив научных сотрудников, систематизировались и изучались коллекции, создавались выставки, проводились научные конференции. К началу 1970-х гг. поток экскурсантов превысил 400 тысяч человек в год. В 1980 г. музей «Архангельское» был включен в культурную программу летних Олимпийских игр в Москве: в Овальном зале дворца состоялись концерты Святослава Рихтера и Андрея Гаврилова, ставшие знаменательным событием в истории усадьбы.

    С 1981 г. по проекту профессора В.А. Агальцовой в Архангельском начались работы по восстановлению  исторического облика парка. Это был первый опыт в нашей стране по восстановлению исторических объектов садово-паркового искусства.

    • Реставрация Большого партера

    В ноябре 1985 г. музей-усадьба Архангельское был закрыт на реставрацию, завершение которой планировалось в 1995 г. В то время во главе коллектива стояла Светлана Ивановна Фильцева (с 1986 по 1996 гг.). Но из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы не завершены до сих пор. В январе 1997 г. музей был передан из подчинения Министерства обороны в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Коллектив во главе с Владимиром Владимировичем Длугачем (с 1997 по 2013 гг.) разработал новую Концепцию развития музея-усадьбы. В число особо ценных объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников, вошел Театр Гонзага. Для посетителей вновь открылся парк. Удалось возобновить и реставрационные работы во дворце, театре, храме-усыпальнице, Конторском флигеле, который на время реставрации стал местом размещения экспозиции музея. В здании Храма-усыпальницы экспонируются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера, звучит классическая музыка. С мая по сентябрь Парадный двор Большого дома превращается в концертный зал.

    • Придворцовая колоннада

    В ходе реставрации в 2003 г. при расчистке фундамента восточного фасада Большого дома произошло уникальное событие - была найдена медная закладная доска, украшенная гербом рода Голицыных, которая на русском и латинском языках указывает точную дату начала строительства дворца:

    Въ 1784 году заложен фундамент Двора Ея императорскаго величества действительнаго камергера князя Николая Алексеевича Голицына от рождения его в 33-е лето, господина нижеписанных вотчин:
                       Архангельскаго
                        Познянова
                        Никольскаго
                         Воронков
                         Богородицкаго…
                          и протчих сел и 
                              деревень…

    В 2009 г.исполнилось 225 лет со дня закладки дворца. Были и другие знаменательные даты: в 2008 г. – 190-летие создания театра в усадьбе и организации фарфорового завода, в 2010 г. – 200-летие со дня приобретения имения князем Н.Б. Юсуповым. Музей неуклонно движется к своему 100-летию, которое будет отмечаться в 2019 году.

    где находится, фото, история, отзывы

    Экспертное мнение

    Галина Маресева, заведующая экскурсионным бюро музея-усадьбы «Архангельское»:

    «В советские годы уникальную роспись сбили»

    Храм Архангела Михаила невысокий, без подклета, с куполом в форме луковицы и двумя приделами, увенчанными меньшими по размерам главками, притягивает внимание удивительной соразмерностью. Здесь несколько приделов: северный — Святителя Николая, южный — Крестителя Господня Иоанна. Внутри храм опирается не на четыре, а на два отодвинутых к западной стене столпа. Завершения как центральной части, так и приделов, представляют собой высокую пирамиду кокошников, увенчанную одной луковичной главкой. На центральной части — четыре ряда кокошников, а у приделов — по три. Барабан главного купола — световой, с узкими прорезями окошек. Сведения о самых первых служителях в храме не сохранились, однако известно, что при князе Юсупове в 1812-1814 годах здесь был священник Алексей Григорьев, числились дьячок и пономарь.

    С 1830-х годов на протяжении столетия в храме Архангела Михаила служили представители трех поколений семьи священников Виноградовых. Андрей Николаевич, происходивший из духовного сословия, окончив в 1832 году Московскую духовную семинарию, получил в 1833 году место диакона. Диаконом стал и его сын Константин, у которого в 1871 году родился сын Николай, ставший после окончания Московской духовной семинарии, а затем и Вифанской, настоятелем храма Архангела Михаила. Свое пастырское служение отец Николай продолжил и после установления советской власти, вплоть до 1934 года, когда храм был закрыт, иконы утрачены, а настенная роспись сбита.

    В те годы в церковной сторожке поселились простые жители, здесь же пристроили сараи и курятники. Была утрачена большая часть надгробных памятников с местного кладбища. Самого отца Николая арестовали и позднее расстреляли на Бутовском полигоне 27 июня 1938 года. В 1989-м его реабилитировали, а в числе 1154 новомучеников в августе 2000 года причислили к лику святых.

    Многое изменилось в жизни России: войны и революции, реформы и преобразования, закончился советский период в жизни страны, теперь вновь по воскресеньям и праздникам в храм стали приходить люди.

    Входные билеты и правила для посетителей

    Перечень льгот, применяемых при продаже билетов посетителям Музея-усадьбы "Архангельское"

    Билет

    Тип билета

    (по стоимости)

    Льгота (категория)

    "ПАРК" (постоянная экспозиция)

    Полный

    нет

    Льготный*

    - пенсионеры / (пенсионеры)

    - студенты очной формы обучения / (студенты)

    - обладатели международных карт ISIC и ITIC / (ISIC и ITIC)

    Бесплатный*

    - Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы / (Герои РФ)

    - военные срочной службы / (военные срочной службы)

    - участники боевых действий / ( участники боевых действий)

    - чернобыльцы и приравненные к ним лица / ( чернобыльцы)

    - инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица / ( инвалиды )

    - дети до 18 лет / (дети до 18 лет)

    - дети-инвалиды до 18 лет / (дети с огр.возм. до 18 лет)

    - студенты очной формы обучения (каждое последнее воскресенье месяца) / (студенты)

    - проживающие в домах соц.защиты / (соц.защита)

    - многодетные семьи / (многодетные семьи)

    - студенты художественных школ, училищ, Вузов РФ / (студенты-художники)

    - музейные и научные работники (подчинение МК РФ) / (музейные работники)

    - члены Союзов художников, архитекторов, дизайнеров, АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО / (члены АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО)

    - местные жители / (местные жители)

    - сотрудники и контингент санатория "Архангельское" / (санаторий)

    - лица, сопровождающие групповые экскурсии / (сопровождающие)

    "ДВОРЕЦ" (постоянная экспозиция)

    Полный

    нет

    Льготный*

    - пенсионеры / (пенсионеры)

    - студенты очной формы обучения / (студенты)

    - обладатели международных карт ISIC и ITIC / (ISIC и ITIC)

    - сотрудники и контингент санатория "Архангельское" / (санаторий)

    Бесплатный*

    - Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы / (Герои РФ)

    - военные срочной службы / (военные срочной службы)

    - участники боевых действий / ( участники боевых действий)

    - чернобыльцы и приравненные к ним лица / ( чернобыльцы)

    - инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица / ( инвалиды )

    - дети до 18 лет / (дети до 18 лет)

    - дети-инвалиды до 18 лет / (дети с огр.возм. до 18 лет)

    - студенты очной формы обучения (каждое последнее воскресенье месяца) / (студенты)

    - проживающие в домах соц.защиты / (соц.защита)

    - многодетные семьи / (многодетные семьи)

    - студенты художественных школ, училищ, Вузов РФ / (студенты-художники)

    - музейные и научные работники (подчинение МК РФ) / (музейные работники)

    - члены Союзов художников, архитекторов, дизайнеров, АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО / (члены АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО)

    - лица, сопровождающие групповые экскурсии / (сопровождающие)

    "ПАРК-ДВОРЕЦ" (постоянная экспозиция)

    Полный

    нет

    Льготный*

    - пенсионеры / (пенсионеры)

    - студенты очной формы обучения / (студенты)

    - обладатели международных карт ISIC и ITIC / (ISIC и ITIC)

    - сотрудники и контингент санатория "Архангельское" / (санаторий)

    Бесплатный*

    - Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы / (Герои РФ)

    - военные срочной службы / (военные срочной службы)

    - участники боевых действий / ( участники боевых действий)

    - чернобыльцы и приравненные к ним лица / ( чернобыльцы)

    - инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица / ( инвалиды )

    - дети до 18 лет / (дети до 18 лет)

    - дети-инвалиды до 18 лет / (дети с огр.возм. до 18 лет)

    - студенты очной формы обучения (каждое последнее воскресенье месяца) / (студенты)

    - проживающие в домах соц.защиты / (соц.защита)

    - многодетные семьи / (многодетные семьи)

    - студенты художественных школ, училищ, Вузов РФ / (студенты-художники)

    - музейные и научные работники (подчинение МК РФ) / (музейные работники)

    - члены Союзов художников, архитекторов, дизайнеров, АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО / (члены АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО)

    - лица, сопровождающие групповые экскурсии / (сопровождающие)

    "КОЛОННАДА"

    "ЗАПАДНЫЙ ФЛИГЕЛЬ"

    "КЛАДОВАЯ над ОВРАГОМ"

    (временные экспозиции и выставки)

    Полный

    нет

    Льготный*

    - пенсионеры / (пенсионеры)

    - студенты очной формы обучения / (студенты)

    - обладатели международных карт ISIC и ITIC / (ISIC и ITIC)

    - сотрудники и контингент санатория "Архангельское" / (санаторий)

    Бесплатный*

    - Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы / (Герои РФ)

    - военные срочной службы / (военные срочной службы)

    - участники боевых действий / ( участники боевых действий)

    - чернобыльцы и приравненные к ним лица / ( чернобыльцы)

    - инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица / ( инвалиды )

    - дети до 18 лет / (дети до 18 лет)

    - дети-инвалиды до 18 лет / (дети с огр.возм. до 18 лет)

    - студенты очной формы обучения (каждое последнее воскресенье месяца) / (студенты)

    - проживающие в домах соц.защиты / (соц.защита)

    - многодетные семьи / (многодетные семьи)

    - студенты художественных школ, училищ, Вузов РФ / (студенты-художники)

    - музейные и научные работники (подчинение МК РФ) / (музейные работники)

    - члены Союзов художников, архитекторов, дизайнеров, АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО / (члены АИС, ICOM, ICOMOS, РВИО)

    - лица, сопровождающие групповые экскурсии / (сопровождающие)

    "ЭКСКУРСИЯ"

    Полный

    нет

    Льготный*

    - пенсионеры / (пенсионеры)

    - дети до 18 лет / (дети до 18 лет)

    - студенты очной формы обучения / (студенты)

    Бесплатный*

    - Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы / (Герои РФ)

    - военные срочной службы / (военные срочной службы)

    - участники боевых действий / ( участники боевых действий)

    - чернобыльцы и приравненные к ним лица / ( чернобыльцы)

    - инвалиды I и II групп и сопровождающие их лица / ( инвалиды )

    - дети-инвалиды до 18 лет / (дети с огр.возм. до 18 лет)

    - дети дошкольного возраста / (дети-дошкольники)

    - проживающие в домах соц.защиты / (соц.защита)

    - лица, сопровождающие групповые экскурсии / (сопровождающие)

    *Льготные и бесплатные билеты приобретаются в кассах музея по предъявлении документа, подтверждающего право на льготу

    Дворец - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

    Дворец в Архангельском – сердце старинной подмосковной усадьбы, композиционный центр обширного дворцово-паркового ансамбля. Это выдающийся памятник архитектуры классицизма и в то же время редкий образец частного аристократического художественного собрания, уцелевшего в своём историческом окружении и устроенного согласно владельческому замыслу.

    Важнейшую роль в создании Дворца сыграли владельцы усадьбы из плеяды «русских европейцев» эпохи Просвещения. Князь Николай Алексеевич Голицын, выпускник Страсбургского университета, путешественник и дипломат, в конце XVIII в. решил придать вотчине своих предков новый блеск и размах. В 1780 году в Париже князь приобрёл проект архитектора Герна: его воплощением стал Дворец в Архангельском. Строительство началось в 1784 г., о чём свидетельствует закладная доска, найденная в наши дни реставраторами под белокаменным фундаментом здания. Дворец возводили почти 25 лет, но из-за денежных затруднений его отделка всё ещё не была завершена к 1809 г., когда Голицын скончался. Вдове князя пришлось продать имение. В октябре 1810 г. Архангельское стало собственностью князя Николая Борисовича Юсупова.

    На склоне дней Юсупов сделал Архангельское своей любимой резиденцией. В 1810–1820-х гг. князь завершил создание ансамбля усадьбы и постройку Дворца, насытил его художественное убранство произведениями искусства и раритетами, собранными на протяжении своей долгой жизни интеллектуала и знатока искусств.

    Дворец, переживший невзгоды войны 1812 г. и пожар 1820 г., обустраивался сообразно своей главной функции: это парадное пространство для приёма гостей и демонстрации произведений искусства.

    В дальнейшем усадьба Архангельское оставалась предметом гордости нескольких поколений семьи Юсуповых, а Дворец – символом юсуповских владений. Последней владелицей Дворца и усадьбы вплоть до Октябрьской революции была княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.

    В 1918 г. национализированная усадьба Архангельское стала музеем, который впервые принял посетителей в 1919 г. С 1930-х гг. Дворец становится главной экспозицией музея-усадьбы, которая расформировывалась лишь дважды – в годы Великой Отечественной войны, когда коллекции были эвакуированы на Урал, и в период реставрационных работ, затянувшихся с 1985 г. почти на 20 лет.

    В открытых после реставрации 2000-х гг. залах первого этажа, насколько это возможно, состав интерьерных ансамблей соответствует историческим описям периода расцвета усадьбы и даёт представление о замысле князя Юсупова по размещению художественных коллекций.

     

    В длинной череде мастеров, участвовавших в создании Дворца, особого внимания заслуживает автор проекта – архитектор Герн. Сведения о зодчем надолго были утеряны, и лишь в последние годы его творческий портрет по крупицам восстанавливают французские и российские исследователи.

    Жак Жакоб Герн происходил из семьи парижских ремесленников, плотников и резчиков по дереву; в 1760-х гг. учился в Королевской Академии архитектуры, совершенствовался в Италии, работал на родине, окончил дни в Париже в 1797 г. Устное предание о визите мастера в Россию в царствование Павла I до сих пор не нашло документального подтверждения.

    В проекте Герна загородная аристократическая резиденция предстаёт величественным сооружением гармоничных пропорций, с традиционным разделением на парадный нижний и приватный верхний этажи, с обилием высоких окон и остеклённых дверей, наполняющих интерьеры светом. Господство ясных, обозримых, геометрически правильных форм, рациональное членение пространства, принцип симметрии выражены и в плане, и в композиции объёмов здания, и в решении интерьеров. Особенно выразителен Овальный зал, образ которого навеян ротондами античности и Ренессанса.

    В Архангельском проект Герна был реализован, развит и дополнен русскими мастерами, в числе которых были московские зодчие Осип Бове, Степан Мельников, Евграф Тюрин, крепостной архитектор Василий Стрижаков. К 1820-м гг. окончательно сложился ансамбль Дворца, в который вошли главное здание, именовавшееся «Большим домом», колоннады, угловые флигели и въездная арка Парадного двора.

    Тогда же был создан декор интерьеров. Росписи потолков и стен выполнили уроженец Швейцарии Джузеппе Артарипо прозвищу Коломбо и Пьетро Руджа с помощниками. В большинстве парадных залов применена роспись в технике гризайль, имитирующая рельеф при помощи оттенков одного цвета. Использовались и многоцветные росписи. Хитросплетения геометрических и растительных элементов, античные орнаменты и атрибуты, египетские мотивы характерны для стиля ампир.

    С 1896 до 1914 г. велось обновление и дополнение ансамбля Дворца при участии архитекторов Александра Степанова, Николая Султанова, Петра Харко. Орнаментальный декор ряда интерьеров был дополнен живописцем Игнатием Нивинским. Вносимые изменения тактично включались в сложившийся образ Дворца.

    На рубеже двадцатого и двадцать первого века ансамбль Дворца переживает период длительной и сложной реставрации. В ходе работ 2000-х гг. в залах «Большого дома» были выявлены и сохранены элементы отделки разного времени. По найденным слоям окраски первой трети девятнадцатого века возвращена цветовая гамма интерьеров, воссоздаётся ткáневое убранство. Найдены новые данные о мастерах. Время открытий продолжается.

     



    Обращение директора - Государственный музей-усадьба "Архангельское"

    Уважаемые гости сайта Музея-усадьбы "Архангельское"!
    Дорогие друзья и почитатели знаменитой русской усадьбы!

    В судьбе нашего музея наступило переломное время.
    В 2019 году исполнится сто лет с того дня, когда двери великолепного дворца князей Юсуповых распахнулись для граждан молодой российской республики. За эти годы сотни тысяч людей смогли увидеть сокровища искусства мирового уровня, ученые создали каталоги художественных коллекций, "Архангельское" превратилось в один из крупнейших музеев-усадеб в нашей стране.

    Современный музей-усадьба "Архангельское" – это место, где история соприкасается с нашим днем, его потребностями и приоритетами. Здесь выдающиеся памятники наследия не только хранят и изучают, но всемерно преподносят их самой широкой аудитории, пропагандируют, учат видеть, понимать и любить. Здесь исполняется то, о чем мечтали в начале XX века владельцы усадьбы князья Юсуповы: коллекции предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей удовлетворяют эстетические и научные потребности Отечества.

    Сохранение дворцово-паркового ансамбля усадьбы и уникальных художественных коллекций в наши дни требует, в первую очередь, грамотного завершения реставрации всех сооружений и парка. Профессиональная музеефикация и приспособление для нужд музея и его посетителей Дворца, Театра, павильона Каприз, Храма-усыпальницы, Конторского флигеля, Кладовой над Оврагом, воссоздание части некогда существовавших на территории Села зданий не только восстановит целостность ансамбля усадьбы, но позволит гостям музея с наибольшей полнотой знакомиться с его художественными коллекциями, посещать новые выставки, концерты классической музыки, лекторий по истории усадебной культуры, искусству и литературе, встречаться с друзьями в дни традиционных праздников и фестивалей, проводить здесь целые дни в любое время года.

    Вместе с Оргкомитетом, созданным специально для подготовки к 100-летию музея-усадьбы, и Попечительским советом музея, возглавляемым вице-премьером Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаком, "Архангельское" разработало план подготовки к юбилею. Он включает в себя развернутую Программу реставрации и музеефикации архитектурно-паркового ансамбля, "перезагрузку" всей системы приема посетителей, от входа на наш сайт и страницы в социальных сетях до посещения основных экспозиций, новых выставок, концертов, спектаклей, мастер-классов, лекций и даже спортивно-оздоровительных мероприятий. Предусмотрено расширение программы научного, культурного и досугового профиля, создание каналов мультимедийного общения музея с миром.

    Архангельское, этот символ аристократической культуры, должно стать самым привлекательным местом для духовного роста и наслаждения души. Мы хотим, чтобы однажды посетив музей, вы захотели возвращаться сюда вновь и вновь, с друзьями, любимыми, семьей. В Архангельском вас всегда ждут, вам всегда рады!

    Храм Архангела Михаила (усадьба Архангельское) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2018; проверки требуют 2 правки.

    Храм Архангела Михаила — православный храм, расположенный в Красногорском районе Московской области на территории усадьбы Архангельское. Храм возвышается на высоком берегу Москвы-реки. Особенностью храма является необычное расположение приделов по диагонали от основного здания и конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся только на два столпа.

    Храм построен в 1660—1667 годах на месте деревянной церкви XVI века. Её строителем, вероятно, был Павел Потехин, крепостной зодчий князя Никиты Одоевского, построивший для него схожий храм в усадьбе Никольское-Урюпино.

    Храм является самой старинной постройкой на территории усадьбы. В 1824 году, когда усадьба принадлежала князю Николаю Юсупову, построены Святые ворота, а в 1826 г. — церковная глинобитная ограда с двумя башнями и воротами.

    В 1820-х годах к храму была пристроена трёхъярусная колокольня. В 1919 году усадьба и храм были превращены в историко-художественный музей-заповедник. При проведении реставрационных работ в 1964—1965 годах для восстановления первоначального облика церкви колокольня была разобрана.

    У южной стены храма стоит надгробная плита. Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868—1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М. М. Антокольского «Ангел молитвы», которая была перенесена в 1936 году в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности.

    В настоящее время храм действующий, в нём возобновлены богослужения.


    Смотрите также

    Описание: