Арбат старый и новый где находится


Старый и Новый Арбат — чем они отличаются

Одни из самых известных достопримечательностей Москвы, столицы России, — это Старый Арбат и Новый Арбат. Несмотря на то, что обе улицы являются абсолютно разными, туристы часто стараются провести их своеобразное сравнение и понять, на что же можно рассчитывать во время прогулки.

Старый и Новый Арбат: важные отличия

Старый и Новый Арбат появились в разное время, в результате чего они кардинально отличаются по своему архитектурному исполнению.

Старый Арбат

Арбат является одной из самых старинных и известных улиц в Москве. К тому же ее история стартовала в XV столетии. В настоящее время Арбат по-прежнему остается культурным центром Москвы и известной пешеходной зоной, которая привлекает многих туристов.

Достопримечательности Старого Арбата:

  • Музей Пушкина.
  • Театр имени Е. Вахтангова.
  • Усадьба Хованского.
  • Стена Виктора Цоя.

Усадьба Хованского

Для привлечения туристов упор делаются не только на достопримечательности и старинные особняки, переулочки, но и на рестораны, антикварные и сувенирные магазинчики. На Арбате всегда можно увидеть артистов, художников, уличных музыкантов.

Стена Виктора Цоя

Новый Арбат появился в XX столетии. Данная улица тянется через многочисленные переулки Старого Арбата, постепенно уничтожая преимущества архитектурных памятников. Прежде улица была известна под названием проспект Калинина, причем ее период создания пришелся на период правления Хрущева. В то время чиновники стремились к иллюминации и вывескам, казино, небоскребам, торговым центрам. Новый Арбат сохранил тесную связь с социальным реализмом архитектуры. После перестройки было решено, что улица будет называться Новый Арбат, так как оригинальный вариант отсутствовал.

Новый Арбат

Раньше Старый и Новый Арбат кардинально отличались друг от друга, но теперь обе улицы обладают очень похожей атмосферой:

  • Старый Арбат привлекает наперсточников, Новый – крупье.
  • Старый Арбат – многочисленными антикварными лавками, Новый – современными магазинами.
  • Старый и Новый Арбат являются правительственными трассами.

Скорее всего, в будущем первоначальные различия будут проявляться все меньше. Именно по этому направлению будет меняться визуальный облик основной части Москвы, существующей для привлечения туристов.

Старый Арбат: самые важные особенности

Арбат – это старейшая улица в Москве. Данная улица успела стать самым важным символом столицы России, поэтому ее часто ставят на один ряд с Кремлем, Красной площадью.

Название улицы можно перевести как «пригород, предместье», причем оно происходит от арабского слова «арбад» («рабад»). В XVII столетии была предпринята попытка переименования в Смоленскую, но название не сумело прижиться.

На Старом Арбате

Изначально на Старом Арбате селились ремесленники и купцы. Несмотря на это, к концу XVIII с лакомого кусочка Москвы ремесленников и купцов вытеснили дворяне. Место стало престижным и модным для проживания. В результате Старый Арбат тесно связан с Пушкиным, Рахманиновым, Блоком, Чеховым, Толстым, Гоголем. Это обстоятельство по-прежнему привлекает и будоражит многих туристов, которые стараются познать московскую культуру и приблизиться к самым известным представителям России.

В конце XIX века на Старом Арбате начали строить многоэтажные дома и особняки, открывать многочисленные уютные магазинчики. С того времени улица начала приобретать современный облик. Пешеходная зона существует с 70 – 80-х годов XX века, причем именно тогда появилась традиция выступления уличных музыкантов и работы художников, торговцев сувенирами на Арбате. Такие изменения поспособствовали появлению одной из самых привлекательных улиц для туристов.

В XXI веке на Старом Арбате начали появляться многочисленные магазины и кафе. К счастью, в кафе цены оказываются доступными, и у туристов появляется возможность насладиться культурным досугом.

Старый Арбат вечером

Новый Арбат: самые важные особенности

Новый Арбат – современная улица Москвы, признанная одной из самых больших и красивых. Длительное время она была известна под названием «проспект Калинина». Переименование состоялось в 1994 году.

Архитектурный облик Нового Арбата активно создавался в шестидесятые годы двадцатого столетия. Именно в то время появилась мода на создание протяженных улиц, где размещались очень высокие здания. Среди примеров значится Маршаловская улица (Польша, Варшава), комплекс Хеторгет Бульдингс (Швеция, Стокгольм). Авторы Нового Арбата сумели завоевать гран-при в Париже за достижения в градостроительстве.

Новый Арбат заслужил и волну критики. Считается, что данная улица оказалась инородным телом, которое полностью погубило Старый Арбат. Несмотря на это, улица сумела стать одной из самых деловых и важных для развития Москвы в туристической сфере. В настоящее время Новый Арбат – это символ Москвы, известная достопримечательность.

Вид на Новый Арбат

На нечетной стороне располагаются административные корпуса, офисы, магазины, рестораны и кафе. В каждом случае фасады напоминают раскрытые книги. Четная сторона улицы выделена под жилые квартиры, но нижние этажи заняты магазинами и кафе.

Старый и Новый Арбат  успешно справляются со своей основной задачей, заключающейся в привлечении повышенного внимания туристов и завоевании удивительной популярности.

Арбат — Википедия

Улица
Арбат
Страна Россия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Арбат
Протяжённость 1,2 км
 Арбатская
 Арбатская
 Смоленская
 Смоленская
Прежние названия Орбат (1493 г.)
Смоленская улица (середина XVII в.)[1]
Почтовый индекс

119019 — дома 1, 2, 4, 6, нечётные 9—15

119002 — дома 10, 12, 16—23, 25—38, 40—49, 51—55
Номера телефонов +7 495 xxx-хх-хх
Классификатор ОМК УМ
 Медиафайлы на Викискладе

Арба́т — улица в Центральном административном округе города Москвы (район «Арбат»). Проходит от площади Арбатские Ворота до Смоленской площади, лежит между Пречистенкой и Новым Арбатом. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские Ворота.

Содержание

  • 1 Географическое расположение
  • 2 Происхождение названия
  • 3 История
  • 4 Примечательные здания и сооружения
    • 4.1 По нечётной стороне
      • 4.1.1 Альфа Арбат Центр (№ 1)
      • 4.1.2 Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)
      • 4.1.3 Доходный дом (№ 9, стр. 2)
      • 4.1.4 Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» (№ 11)
      • 4.1.5 Доходный дом (№ 13)
      • 4.1.6 Доходный дом С. Ю. Бобовича (№ 15/43)
      • 4.1.7 Доходный дом (№ 17)
      • 4.1.8 Жилой дом (№ 19)
      • 4.1.9 Жилой дом А. А. Лазарика (№ 21, стр. 1)
      • 4.1.10 Доходный дом и гостиница Ечкина (№ 23, стр. 1, 2)
      • 4.1.11 Дом Общества русских врачей (№ 25)
      • 4.1.12 Доходный дом с магазинами С. Е. Трындина и А. Щепотьевой (№ 27)
      • 4.1.13 Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого (№ 29)
      • 4.1.14 Доходный дом (№ 31)
      • 4.1.15 Жилые дома М. О. Лопыревского (№ 33/12, стр. 1, 2)
      • 4.1.16 Доходный дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова («Дом с рыцарями») (№ 35/5)
      • 4.1.17 Главный дом городской усадьбы графа В. А. Бобринского (Дом Военно-окружного суда[130]) (№ 37)
      • 4.1.18 Владение № 39, стр. 1
      • 4.1.19 Жилой дом (№ 41 — снесён)
      • 4.1.20 Жилой дом (№ 43)
      • 4.1.21 Жилой дом (№ 45/24)
      • 4.1.22 Жилой дом (№ 47/23)
      • 4.1.23 Жилой дом (№ 49)
      • 4.1.24 Доходный дом В. П. Панюшева (№ 51)
      • 4.1.25 Дом Н. С. Хитрово (Музей-квартира А. С. Пушкина) (№ 53, стр. 1)
      • 4.1.26 Доходный дом и гостиница М. И. Хромовой, М. А. Обухова (№ 55/32)
      • 4.1.27 Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» (№ 57/32/23)
    • 4.2 По чётной стороне
  • 5 Памятники и мемориальные доски
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Улица Арбат проходит от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, лежит между Пречистенкой и Новым Арбатом. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские ворота. Протяжённость Арбата составляет 1,2 километра.

Справа на Арбат выходят Арбатский, Серебряный, Малый Николопесковский, Большой Николопесковский, Спасопесковский и Троилинский переулки; слева — Большой Афанасьевский, Староконюшенный, Калошин, Кривоарбатский, Плотников и Денежный переулки.

Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля[2]. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и получила название «Арбат»[3].

Название Орбат впервые упоминается в 1475 году: «погорел совсем на Орбате Никифор Басенков»[4].

Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует. Согласно версии, впервые предложенной археографом П. М. Строевым[5] и распространившейся в качестве основной в ряде путеводителей, название Арбат было образовано от тюркского слова арба: в районе современной Волхонки находилась Колымажная слобода, где изготавливались различные повозки, в том числе и телеги — арбы.[6][5][7] Распространение получила гипотеза, выдвинутая историком В. К. Трутовским,[5] согласно которой название Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад — «пригород», «предместье»,[8] которое, вероятно, было занесено в Москву торговцами с Востока — крымскими татарами или другими восточными купцами. Этой гипотезы в своих работах придерживаются П. В. Сытин, Ю. А. Федосюк, В. В. Сорокин, Э. Я. Двинский, Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский и другие историки, топонимисты и москвоведы.[5][9][10][11][12][13][14]

Существуют и иные версии происхождения топонима. Так, историк И. Е. Забелин предположил, что слово Арбат может быть в своей основе русскоязычным и происходить от прилагательного краткой формы горбат, отражающего особенности местности, которая «изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен».[5][15] Менее распространённые версии связывают происхождение топонима с арабским словом рабат (рибат) — «караван-сарай, странноприимный дом»,[16] с русским словом орьба (пахота),[17] с латинским arbutum (вишня),[18] а также с вынесенным из Африки словом бат, которое в сочетании с формантом -р- и приставкой а- образует значение «большая гора без реки».[19] Встречаются также гипотезы о происхождении названия улицы от слов арбуй («язычник», «знахарь») и ропаты (иноверческий храм)[20].

Указом царя Алексея Михайловича в 1658 году улица была переименована в Смоленскую, однако это название не прижилось и закрепилось лишь за не имевшим ранее названия продолжением Арбата в сторону современного Бородинского моста.[9][21]

Нередко к названию улицы добавляется прилагательное «старый» — Старый Арбат.

На рубеже XV—XVI веков местность, располагавшаяся за современной площадью Арбатских ворот, называлась «Вспольем», то есть являлась незаселённым пространством, примыкающим к городским предместьям. Подступы к ним защищал ров, существовавший уже во второй половине XIV века. Отсюда начиналась древняя Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.

Первые упоминания[править | править код]

Формирование городской застройки в начале трассы Можайской дороги, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III, предпринявшего при участии итальянских мастеров масштабную перестройку города. Одним из результатов этой реконструкции стало учреждение на окраинах городских предместий, на «вспольях», дворцовых слобод, населённых мастеровыми людьми, использовавшими в своём производстве открытый огонь. За Арбатом, на Сивцевом вражке, по левой стороне Можайской дороги, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники, обеспечивавшие потребности великокняжеских конюшен и ставшие первыми жителями Конюшенной слободы.

Вот как описывал панораму Москвы имперский посол Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший русскую столицу в первой трети XVI века:

«Сам город деревянный и довольно обширен, а издали он кажется ещё обширнее, чем есть на самом деле, ибо большую прибавку к городу делают пространные сады и дворы при каждом доме; ещё более увеличивается он от растянувшихся длинным рядом в конце его домов кузнецов и других ремесленников, действующих огнём, к тому же между этими домами находятся луга и поля…»[22]

Первоначально название Арбатская (Орбатцкая, Большая Арбатская) улица обозначало Воздвиженку: в 1547 году «загореся храм Воздвижение чеснаго креста за Неглинною на Арбацкой улице на Острове»[23]. Позже распространилось и на нынешний Арбат.

Первое упоминание об улице на том месте, где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении опричного удела Ивана Грозного в 1565 году, когда государь повелел:

«На посаде улицы взяти в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия…»[24]

Вероятно, к этому же времени относится и основание на Арбате первой стрелецкой слободы, занявшей обширное пространство в начале правой стороны улицы. Её главным приходским храмом стала церковь Николая Чудотворца «Явленного», отстроенная в камне в 1600 году по указу царя Бориса Годунова[25].

В своих современных пределах улица Арбат оформилась в конце XVI века, получив начало у Арбатских ворот Белого города, а завершение у одноимённых ворот Скородома (Деревянного города).

XVII век[править | править код]

После окончания Смутного времени, при новой царской династии, Арбат остается местом сосредоточения дворцовых и стрелецких слобод. Самую обширную территорию по левой стороне улицы (район современных Гагаринского, Староконюшенного и Малого Власьевского переулков) занимала Конюшенная слобода, к середине XVII века именовавшаяся уже как Старая Конюшенная. Её население составляли тяглые люди различных профессий, находившиеся в ведении Конюшенного приказа. В начале улицы к Староконюшенной слободе примыкали две небольшие дворцовые слободки — Иконная и Царицына, а с запада (в районе современных Кривоарбатского и Плотникова переулков) — Плотничья слобода[26], в которой первоначально были поселены казённые плотники, принимавшие участие в восстановлении Москвы после её разорения польскими интервентами. Приходским храмом слободы стала церковь Николая Чудотворца (Живоначальной Троицы), что в Плотниках, известная с 1625 года[27]. За Плотничьей слободой лежала земля стрелецкой слободы, основанной вблизи укреплений Земляного города в 1634 году. Её слободским храмом стала церковь Живоначальной Троицы[28], известная в 1642 году, как расположенная в Григорьеве приказе Оничкова.

Стрелецкий приказ Григория Михайловича Оничкова (Аничкова), предположительно выведенный на службу в Москву из Новгорода стал последним из четырёх стрелецких приказов, размещённых к этому времени на Арбате. Слободы трёх других стрелецких приказов (с 1682 года — полков) тянулись практически сплошной полосой по правой стороне Арбатской улицы. Судьбы арбатских стрелецких полков оказались различными. Два из них — Афанасьев полк Чубарова и Иванов полк Чёрного приняли участие стрелецком бунте 1698 года и практически в полном составе сложили головы во время массовых казней. Два других полка были выведены на службу в другие города и позднее приняли участие в Северной войне 1700—1721 годов. Слободы всех московских стрелецких полков были ликвидированы особыми царскими указами в 1699 году. Бывшие стрелецкие земли были распроданы лицам различных чинов. Память о стрелецком прошлом Арбата сохраняется в названии Малого Каковинского переулка, названного по фамилии одного из стрелецких командиров, и в названиях Николопесковских переулков, унаследовавших свои имена от стрелецкого храма Николая Чудотворца «на Песках», разобранного в 1932 году[29].

Таблица: командный состав стрелецких полков, расквартированных на Арбате в XVII в.

Приход церкви Николая Чудотворца Явленного Приход церкви Трех святителей Петра, Алексея и Ионы Московских Чудотворцев (Николая Чудотворца «на Песках») Приход церкви Спаса Преображения «на Песках» Приход церкви Живоначальной Троицы
1613—1624 — Полтев Борис Иванович
1624—1648 — Полтев Алексей Борисович 1-я половина 1630-х — Бакин (Бокин) Гаврила Васильевич 1633—1645 — Аничков Филон Михайлович 1634—1645 — Аничков Григорий Михайлович
1655—1668 — Полтев Семен Федорович начало 1650-х — Кафтырев Иван 1648—1657 — Азарьев Леонтий Романович
1668—1679 — Полтев Иван Федорович 1655—1665 — Коковинский Степан Семенович 1656—1676 — Полтев Тимофей Матвеевич 1667—1675 — Жидовинов Иван Васильевич
1679—1682 — Янов Степан (Федор) Иванович 1668—1671 — Янов Степан (Федор) Иванович
1682—1684 — Воейков Семен
1684—1689 — Ефимьев Роман Сергеевич 1689—1696 — Обухов Алексей Лаврентьевич
1696—1698 — Чубаров Афанасий Алексеевич 1696—1699 — Кривцов Михаил Фомич 1690—1706 — Анненков Григорий Иванович 1696—1698 — Черной Иван Иванович

Немаловажной вехой в истории Арбата стал указ царя Алексея Михайловича 1658 года, по которому Арбатская улица была переименована в Смоленскую. Это название просуществовало до XVIII века, но так и не привилось среди москвичей, закрепившись лишь за не имевшим дотоле названия продолжением Арбата к Дорогомиловскому мосту.

XVIII век — начало XX века[править | править код]

Арбат в начале XX века

Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Шереметевы, Голицыны, Трубецкие. Строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов. При реконструкции Арбата после пожара 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб. В 1806 году на Арбатской площади началось строительство деревянного театра по проекту К. Росси. Мемуарист С. П. Жихарев писал об этом:

Эта мысль хороша, потому что большая часть дворянских фамилий живёт на Арбате или около Арбата[30].

В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом с Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома» и куда Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил Лизу обедать.

Рабочие заменяют пути конки для электрического трамвая, 1908 год

С 1880-х по Арбату стала ходить конка, в 1908 году пущен электрический трамвай.

Постепенно Арбат стал улицей полнокровной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку А. Скрябин. В кафе «Арбатский подвал» мелькала знаменитая «жёлтая блуза» Владимира Маяковского. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.

Художественный электро-театр, 1912

На Арбате возникло Общество русских врачей, члены которого организовали здесь известную на всю Москву лечебницу. Доктора брали «за совет» небольшую, сравнительно с обычными гонорарами, плату — 20 копеек, а то и вообще лечили бесплатно.[31]

В 1909 году Александр Ханжонков открыл на Арбатской площади кинотеатр «Художественный» (тогда назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь».

Революционные события 1917 года не могли не отразиться и на Арбате. В помещении кинотеатра «Художественный» в октябрьские дни 1917 года белые юнкера проводили запись в Белую гвардию; там же содержались пленные красные. А красногвардейцы, в свою очередь, водрузили пулемёт на самый высокий арбатский дом № 51 и, по словам поэта Андрея Белого, «один дом-большевик победил весь район», в результате юнкера вынуждены были ретироваться из облюбованного кинотеатра.[32]

Арбат в советское время[править | править код]

В 1920—1930-е годы образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки, куда вселяли строителей нового общества, стекавшихся в Москву из всех уголков страны.

Война и приближение линии фронта к Москве не могли не сказаться на Арбате. В результате одного из авианалётов был полностью разрушен театр им. Вахтангова; погибли люди. А не уехавшие в эвакуацию и уцелевшие жители Арбата подбирали разбросанные по улице и окрестным переулкам яркие красочные остатки театральных декораций.

В 1930—1950-х Арбат являлся государственной трассой, по которой И. Сталин со своим кортежем проезжал в Кремль, поэтому улица была объектом пристального внимания НКВД—МГБ. Так, например, в апреле 1944 года была арестована группа молодых людей, собиравшаяся провести время в комнате коммунальной квартиры на Арбате — в эту молодёжную компанию входили тогда ещё студенты Валерий Фрид, Юлий Дунский, Марк Коган, будущая жена В. Л. Гинзбурга Нина Ермакова — это в её комнате на Арбате собиралась молодёжь. Им вменялось в вину подготовка убийства Сталина во время проезда кортежа по Арбату (хотя окно комнаты выходило не на сам Арбат, а в переулок). Об этом времени написано много воспоминаний (например, правозащитницы Людмилы Алексеевой) и художественных произведений, одно из наиболее известных — роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

В 1952 году было построено высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади, обозначившее выход Арбата на Садовое кольцо.

Проложенный в 1960-е годы проспект Калинина (ныне Новый Арбат) оттянул часть староарбатского транспорта на себя, туда же переместилась государственная трасса[33].

К 1980-м годам население Арбата стало очень пёстрым: здесь жили старые московские интеллигенты, в новых элитарных домах поселились семьи высокопоставленных партийных чиновников, а некоторые комнаты в коммуналках в старых домах отдавались «лимитчикам» — так назывались люди, приехавшие из разных городов на тяжёлые работы в Москву.

Пешеходная улица[править | править код]

Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате.

Проект превращения Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован в 1974—1986 годах коллективом архитекторов НИиПИ генплана г. Москвы и Моспроекта-2 (архитекторы М. В. Посохин, А. Э. Гутнов, З. В. Харитонова, Т. В. Малявкина, О. А. Баевский, В. А. Филатов, инженеры Ю. К. Болбот, Т. В. Чувелева и другие)[34]. Как вспоминает З. Харитонова, архитекторы «сделали внимательный анализ цветового решения фасадов, ведь до этого их просто красили из пульверизатора ровным жёлтым цветом. С каждым домом мы работали отдельно, нашли природные цвета и оттенки, в нашей коллекции вообще отсутствовал белый цвет. Первые этажи были окрашены более интенсивно, верхние — более расслабленно, а детали — более светлые. Вся улица стала переливаться будто перламутровая. Мы использовали московскую керамзитовую штукатурку, это уникальная технология, секреты которой знали лишь старые маляры, их мы и привлекли к работе, они работали кисточками, которые я сама покупала»[35].

Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменён маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». Арбат представлял собой обычную московскую улицу с двухсторонним автомобильным движением; люди передвигались по узким тротуарам. Во время реконструкции движение было полностью перекрыто; за несколько лет улица была перекопана: заменили всю систему канализации и подземных коммуникаций. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. «Плиточки толщиной 10 сантиметров на заводе делали специально для Арбата, — вспоминает архитектор, автор проекта пешеходного Арбата Зоя Харитонова. — 25 тысяч квадратных метров такого камня мы ровняли особыми резиновыми молоточками. Причем все это клали без цемента!»[36].

Наконец в 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Реконструкция Арбата вызвала неоднозначные оценки.[34] После реконструкции появилась фраза «Арбат офонарел», приписываемая Булату Окуджаве[37].

1 апреля 1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. За несколько дней до события началась постройка сцен, эстрад, помостов для выступлений артистов, заборов и ширм для кукловодов. Готовились настоящие ярмарочные представления. В середине дня 1 апреля началось веселье. Уже очень скоро народу набралось столько, что пришлось срочно перекрывать улицу, чтобы избежать давки. В результате в празднике сумели принять участие лишь жители улицы и загодя приехавшие гуляки. Для большинства москвичей вход оказался закрыт. Больше подобных мероприятий на Арбате не проводилось, но самодеятельные концерты продолжались.

В конце 80-х, на волне горбачёвской перестройки, на Арбате появились многочисленные сувенирные лавки, ассортимент которых был рассчитан в первую очередь на иностранцев. В это же время улицу облюбовали художники-любители и самодеятельные музыканты.

По примеру московской улицы пешеходные участки улиц в других городах страны неофициально стали называться «Арбатами».

Арбат сегодня[править | править код]

К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди иностранных туристов.

По примеру американского Голливуда на Арбате устроена российская «аллея звезд». Попасть в российские звезды несложно: требуется позвонить по указанному номеру телефона, оповестив о возникшем пожелании, и оплатить собственную «звёздность»[38][39]. На данный момент (2017 год) дорожное покрытие заменено, акция с именными плитками свёрнута.

[~ 1]

По нечётной стороне[править | править код]

Альфа Арбат Центр (№ 1)[править | править код]

Торгово-офисный комплекс «Альфа Арбат Центр», занимающий половину квартала между Арбатом, площадью Арбатские Ворота и Большим и Малым Афанасьевскими переулками, построен в 2000—2005 годах по заказу «Альфа-Групп»[40] по проекту архитектора М. М. Посохина. Восьмиэтажный комплекс, по словам историка архитектуры, профессора В. А. Резвина, «чудовищно выпадает из масштаба и буквально задавил скромную „Прагу“»[41]. Искусствовед и исследователь архитекторы С. В. Заграевский относит строительство центра на этом месте к числу наиболее грубых нарушений городской исторической среды[42]. Главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин признал строительство здания градостроительной ошибкой[43].[44] По опросу ряда московских архитекторов, проведённому в начале 2010 года журналом «Forbes», торгово-офисный центр «Альфа Арбат Центр» занял второе место в списке «самых уродливых современных зданий столицы»[40].

До возведения торгово-офисного комплекса на этом месте существовала имевшая градостроительное значение историческая застройка первой половины XIX века. Стоявшие здесь дома № 5 и № 7 по Арбату были снесены во второй половине 1990-х годов.[45] К 2003 году были снесены и дома, стоявшие по Арбатской площади (№ 1/2, стр. 1, 1а, 3).[46]

В доме № 5, принадлежавшем Тарарыкину, в начале XX века находилась частная лечебница врача В. И. Кедровского[47], который сам жил в этом здании.[48] Здесь же работали кондитерские Бибина и Ж. Бюрбан.[49] В начале 1900-х годов в доме жил известный адвокат П. Н. Малянтович, с 1910-х годов — основоположник русского и советского карстоведения А. А. Крубер.[50] В 1920-х годах в доме работало издательство «Наш стяг».[51] «Вся Москва на 1923 год» указывает, что здесь находился Арбатский еврейский молитвенный дом. В 1930-х годах в доме работал магазин треста «Москвошвей».[52] В 1920-х, 1950—1970-х годах здесь жил краевед И. М. Картавцов.[53]

Чуть далее по Арбату находился дом № 7, снесённый в 1970 году. В 1863 году в этом доме была открыта «Библиотека для чтения» Кашкадамовой, а с ноября 1865 года ею владела М. Н. Тургенева. Это была одна из лучших частных библиотек Москвы; в ней были книги запрещённых или не взлелеянных императором авторов: Радищева, Герцена, Чернышевского, Огарёва, Михайлова, К. Маркса, Фр. Лассаля, Ткачёва, Прыжова и др. — по этой причине в 1875 году библиотека была опечатана полицией и прекратила своё существование. В 1906 году в этом доме помещалось Бюро профессиональных союзов строителей, текстильщиков, маляров и других организованных пролетариев, закрытое 15 августа 1906 года.[54]. В 1907 или в 1908 году в этом здании открылся кинематограф «Гран-Паризьен», который посещал Лев Толстой (Толстому в кино не понравилось). После октябрьской революции здесь открылся Московский Дом печати и при нём — кафе «Литературный особняк», где «выступлениям поэтов не было конца»; здесь в начале августа 1921 года Сергей Есенин читал свою новую поэму «Пугачёв». Тут же, тогда же, с 1920 по 1924 гг. находилась театральная студия «Мастфор» (Мастерская Н. М. Фореггера), где начинали творческий путь, ставшие потом знаменитыми, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич, С. А. Герасимов, Т. Макарова, Б. В. Барнет; там работали В. З. Масс, О. М. Брик, М. И. Блантер, Ф. Кнорре и многие другие. Театр просуществовал до 1924 года, когда специальным декретом в стране была запрещена деятельность всех пластических и ритмопластических студий.

Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)[править | править код]

В 1879 году в одном из стоявших на этом месте зданий жила племянница Л. Н. Толстого Елизавета Валерьяновна Оболенская (23 января 1852 — 15 апреля 1935), у которой писатель останавливался.[55]

Трёхэтажный доходный дом Осипа Станиславовича Бургардта-Гвоздецкого был возведён в 1873—1874 годах по проекту архитектора Н. И. Гущина, перестроившего и объединившего два ранее существовавших на этом месте жилых дома.[56] В 1870-х годах в доме жил электротехник В. Н. Чиколев.[57]

В 1897—1899 годах дом был вновь перестроен — втрое увеличен в длину. Фасад дома решён в формах эклектики и оформлен мелким лепным декором. В 1898 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в здании были созданы оригинальные витрины.[58]

На рубеже XIX—XX веков в здании размещалась редакция журнала «Сверчок». До революции в доме работала булочная-пекарня Д. И. Филиппова и «Центральный магазин», торговавший головными уборами.[59] На месте булочной Филиппова хлебный магазин продолжал работать и в советское время.[60]

В 1920-х годах в здании находилось кафе «Арбатский подвал», где бывали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и Айседора Дункан, А. Белый, А. Блок, Б. Пастернак и другие. В 1994—1998 годах дом надстроен четвёртым этажом архитектором Е. Г. Рубцовым.

В настоящее время в доме расположен Национальный культурный центр Украины в Москве,[61] магазин «Украинская книга», работающий здесь с 1950-х годов,[62] украинская воскресная школа имени Павла Поповича[63]. Национальный центр Украины выпустил две книги, посвящённые его деятельности и истории улицы «Украина на Арбате, 9» и «Флаг Украины на Арбате»[64]. Здание является ценным градоформирующим объектом[65].

Доходный дом (№ 9, стр. 2)[править | править код]

Пятиэтажный доходный дом построен в 1909 году по проекту архитектора Н. А. Эйхенвальда[65][58].

прогулка, как добраться, метро и карта

Описание: