Аничков дворец где находится


Аничков дворец

Аничков дворец.
Аничков дворец – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, бывшая императорская резиденция на набережной реки Фонтанки, памятник архитектуры XVIII — XIX веков, старейшее здание на Невском проспекте, дошедшее до наших дней.

Великолепный дворец с самого начала своего создания задумывался как императорский подарок. Чередовались владельцы, многочисленные перестройки изменяли облик и даже архитектурный стиль строений, но тема принесения в дар остается незыблемой и прослеживается на протяжении всей его истории.

В XVIII веке российские императрицы преподносили его своим возлюбленным, в XIX столетии в царствующей династии Романовых появилась традиция вручать его в качестве свадебного подарка членам семьи. В наши дни он подарен детям. Здесь находится Дворец творчества юных и Аничков лицей – средняя школа с «научным уклоном».

Аничков дворец: историческая справка

История дворца начинается в смутное время дворцовых переворотов. Дочь Петра I цесаревна Елизавета, возведенная на трон 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейцев Преображенского полка, издает указ о застройке территории, временно занимаемой его полковым двором. Сегодня это трудно представить, но к началу строительства Аничкова дворца речка Фонтанка служила южной городской границей. Новая резиденция должна была стать украшением въезда в столицу. Дорога в город вела через речку по деревянному мосту, которому дворец обязан своим названием. По преданию этот мостик был построен батальоном под командованием офицера Михаила Аничкова.

По завершении строительства в 1757 году усадьба была подарена императрицей ее фавориту Алексею Разумовскому, а после его кончины в 1771 году перешла к его младшему брату Кириллу – гетману, графу, президенту Академии наук.

В 1776 году поместье, начинавшее приходить в упадок, выкупила Екатерина II и подарила Григорию Потемкину, заботливо прибавив к подарку крупную сумму на обустройство. Затем владение переходит в казну и с 1794 года здесь размещается ведомство «Кабинет Его Императорского Величества».

С начала XIX века дворец становится собственностью императорской семьи, его дарят на свадьбу особам царской фамилии. Такой подарок в разное время получили: сестра императора Александра I Екатерина Павловна, затем его брат Николай Павлович, будущий император Николай I, чей сын и внук — Александр II и Александр III также оказались в числе его счастливых обладателей.

В годы правления Николая I Аничков дворец приобретает статус императорского, и становится центром светской жизни Северной столицы. При Александре III дворец превратился в его резиденцию, после смерти императора стал местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В стенах дворца, принадлежавшего первым лицам государства, происходили интересные события. Среди них наиболее примечательными, на наш взгляд, являются следующие:

  • в 1786 году в садовой галерее дворца обществу впервые был представлен рояль, по тем временам – новый музыкальный инструмент;
  • в 1830 году состоялся грандиозный костюмированный праздник по поводу заключения Русско-Турецкого мира;
  • именно здесь проводились торжественные приемы и знаменитые придворные балы, на которых блистала супруга А. С. Пушкина Наталья Николаевна;
  • в ноябре 1836 года великий поэт был приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, в ходе которой император потребовал воздержаться от дуэли;
  • на средства, вырученные от лотереи, которая была организована во дворце в 1838 году, из крепостной неволи был выкуплен Тарас Шевченко. В качестве выигрыша был представлен портрет знаменитого российского поэта Василия Ивановича Жуковского, кисти Карла Брюллова;
  • В. И. Жуковский имел личные апартаменты во дворце и проживал там с 1810 года на правах наставника наследника престола;
  • в конце позапрошлого века здесь показывали первое немое кино и открыли школу для детей служащих;
  • в 1914 году в Дворцовой церкви венчались племянница Николая II Ирина и князь Феликс Юсупов — тот самый, который принимал участие в убийстве Григория Распутина – духовного наставника и друга семьи императора.

В советский период дворец был национализирован, в нем размещались различные государственные учреждения и музей города. В 1937 году самый большой в стране Дворец пионеров гостеприимно распахнул двери для школьников Ленинграда. Отсюда начинали свой профессиональный путь в искусстве, спорте и науке знаменитости прошлого и нынешнего века: народные артисты Кирилл Лавров и Елена Образцова, знаменитый шахматист Виктор Корчной, российский историк-краевед Лев Лурье и академик Наталья Бехтерева, космонавты Борис Шаталов и Георгий Гречко и многие другие.

Архитектура Аничкова дворца

По проекту русского архитектора Михаила Земцова и его помощника Григория Дмитриева здание выходило фасадом на Фонтанку. К нему был прорыт канал с гаванью для гребных и парусных судов, прибывающих по реке прямо к ступеням парадного входа. Каменные палаты, имевшие необычную форму в виде буквы «Н», выглядели изящно и динамично благодаря разной этажности: трехэтажные центральная часть и боковые флигели, увенчанные куполами, симметрично соединялась между собой двухэтажными переходами.

После смерти обоих зодчих строительство завершает Бартоломео Франческо Растрелли, вносит корректировки в первоначальный замысел и украшает дворец в стиле барокко, проектирует трех ярусный золоченый иконостас для Воскресенского храма, отличающийся необычайным богатством отделки. Позднее этот шедевр был перенесен во Владимирский собор.

Дополнил ансамбль роскошный парк с павильонами, фонтанами, скульптурой и беседками. Для обустройства сада из Стрельны был привезен английский садовник Людвиг Тапер.

Изменения, придавшие дворцово-парковому комплексу торжественный и строгий вид, произведены под руководством архитектора Ивана Старова. Дворец перестроили в стиле классицизма, сделали полностью трехэтажным, убрали вазы и лепнину, гавань засыпали. Сад был заменен пейзажным парком с большой галереей для проведения маскарадов и музыкальных праздников, в центральной части появились пруд и остров.

Смена владельцев всякий раз сопровождалась перестройкой дворца и реконструкцией обширной парковой зоны, примыкающей к зданию. Свой вклад в создание архитектурного ансамбля и интерьеров внесли знаменитые архитекторы Егор Соколов, Эрнест Жибер, Карл Росси, Ипполит Монигетти и другие.

Размеры усадьбы существенно уменьшились к началу XIX века. На месте павильона с картинной галереей Разумовского, где устраивались балы, концерты и маскарады, построен Александринский театр. Теплицы и оранжереи сменило здание Императорской публичной библиотеки, куда было передано из книгохранилища дворца 200 тысяч томов бесценного собрания братьев Иосифа и Андрея Залузских. Для личной имперской канцелярии выстроили по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в 1803-1805 годах два корпуса, закрывших вид на дворец с Аничкова моста.

В советское время основная реконструкция произошла в 1935 году по проекту архитекторов Давида Кричевского и Александра Гегелло. Покои были переоборудованы в игровые комнаты, в бывшей церкви расположился кинозал на три сотни мест, в Манеже создали спортивные залы, построили новые корпуса для творческих студий, лабораторий и классов.

Экспозиция, достопримечательности и мероприятия

Экспозиционное пространство представлено десятью парадными залами, где сохранились исторические интерьеры, среди них:

  • Танцевальный (Белоколонный) зал и Большая столовая — дошедшая до нас работа Луиджи Руска;
  • Зимний сад, где среди экзотических растений прячутся скульптуры античных персонажей и оригинальные зеленые жабы;
  • Дорого смотрится интерьер Золотого зала с высокими зеркалами, отделанный желтым штофом в стиле барокко;
  • Малиновая гостиная, созданная в любимом цвете датской принцессы Дагмар – будущей императрицы Марии Федоровны, выглядит романтично и торжественно;
  • Небольшая приемная, в которой сохранилась единственная деталь из некогда роскошного убранства – изящная люстра в виде ананаса. Необычные светильники можно увидеть также в Торшерном зале.
  • самой оригинальной комнатой из старинного наследия дворца считается библиотека, созданная творческим гением архитекторов Жибера и Монигетти, завершенная в 1869 году. Двух ярусный зал восьмиугольной формы с нишами, оборудованными для входа, камина, потайного помещения и лестницы, выполнен в стиле ренессанса. Отделка светлым дубом, бронзовые люстры, резной балкон создают ощущение удивительного комфорта и уюта. Это помещение хорошо сохранилось и по сей день используется по назначению.
  • неизменным успехом у посетителей пользуются залы, расписанные в 1936 году мастерами палехской живописи по мотивам сказок А. С. Пушкина и Максима Горького.

Пять экспозиционных залов повествуют об истории Дворца пионеров, переименованного во Дворец творчества юных в 1990 году. Коллекция богата интересными экспонатами, например: шлем Моисеева — чемпиона мира по мотокроссу, медаль Маниной и перчатки боксера Шаткова – олимпийских чемпионов.

Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.

Что предлагает дворец-музей сегодня

В залах, где ранее располагался Личный музей Александра III, с 1991 года работает Музей истории Аничкова дворца. Его богатая экспозиция посвящена истории дворца от основания до наших дней. Силами сотрудников музея проводятся:

  • обзорная экскурсия «Дворец царей – дворец детей», с посещением выставки «Живое искусство Палеха»;
  • образовательные лекции на тему «Аничков дворец – памятник Российской истории»;
  • игровые программы в комнатах сказок;
  • праздничные мероприятия для выпускников школ;
  • выставки достижений педагогов и воспитанников Дворца творчества юных, в котором работает более 1300 различных секций.

Аничков дворец: где находится и как добраться

Точный адрес Аничкова дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 39, лит. А.

Наиболее удобно добраться на метро до станции «Гостиный Двор» и пройти несколько минут по Невскому проспекту. Второй вариант маршрута — от станции метро «Маяковская» пройдет через Аничков мост, который и дал имя Дворцу.

Аничков дворец

Я уже как-то рассказывала об интересном месте нашей Северной столицы, которое именуется «Аничков мост».

Надеюсь, что повествование об одноименном дворце также привлечет ваше внимание. Тем более что это – одно из старейших зданий, расположившихся у Невского проспекта. И сохраняет для нас с вами этот дворец свои истории, начиная с далёкого XVIII века.

А ведь согласитесь, что всем порой так хочется хоть на мгновение при помощи фантастической машины времени совершить путешествие в прошлое.

Вот я и предлагаю вам небольшой подобный экскурс, главным героем которого сегодня будет выступать это великолепное здание.

Перелистнём страницы истории

Герой моего рассказа расположился между речкой Фонтанкой и улицей Садовой.

Появление первого дворца у Невского проспекта

Изначально это место в молодом Петербурге было во владении некого генерала А. Э. Девиера.

После того, как владельца за политпроступки побили кнутом и выслали из Северной столицы в Сибирь, территория в 1727 году переходит к лесопромышленнику Д. Л. Лукьянову. На ней с 1738 года расположился двор того самого Преображенского полка, при поддержке которого в 1741 году при дворцовом перевороте на трон взошла императрица Елизавета Петровна.

Она-то и решила отметить событие своего триумфа постройкой в этом месте дворца (официально-то для самой себя, но на самом деле – для своего фаворита – графа А. Г. Разумовского). Я уже намекала вам, что история здания сохраняет немало петербургских тайн и легенд, в чем вы сами убедитесь по ходу моего рассказа.

Построение дворца

Проект этого императорского здания в виде буквы «Н» создал знаменитый архитектор М. Г. Земцов.

Его кончина в 1743 году повлияла на передачу «бразд правления» вначале зодчему Г. Д. Дмитриеву, а затем (также после смерти оного) – знаменитому Ф. Б. Растрелли, внесшему в проект Михаила Земцова свои коррективы. Растрелли писал, что добавил ко дворцу «часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами»…

Своё название здание получает от находящегося поблизости Аничкова моста. Его парадный вход обращен к речке Фонтанке. Вдоль неё в те времена проходила граница города, а Невский проспект тогда ещё не обрёл статуса центральной столичной улицы. Мне было интересно узнать, что поначалу гости могли добраться сюда непосредственно по воде. Кстати, был даже устроен гаванец (небольшая гавань в форме ковша), где горожане оставляли свои средства передвижения (такая вот своеобразная стоянка для судов).

Параллельно Фонтанке ещё по замыслу Г. Дмитриева были установлены открытые галереи. Архитектурное решение дворца представляло собой композицию из трёхэтажных корпусов, соединенных двухэтажными перемычками. Подобная черта построек характерна для зданий раннего барокко.

Над корпусом со стороны Невского проспекта возвышался купол Воскресенского храма, для которого иконостас был создан также мастером Растрелли. Сегодня этот шедевр находится во Владимирском соборе Северной столицы. Освещение домового храма Аничкова дворца произошло в марте 1751 года. Отмечу ещё одну деталь: между зданием и Садовой по велению императрицы устроили сад для прогулок, подобный Петергофскому.

Принадлежали труды по его созданию «аглицкому» садовнику Л. К. Таперу. Постройка дворца окончилась в 1756 году.

Дворец в имперские времена

Облик дворцового ансамбля, дошедшего до нас с вами, складывался под влиянием смены «архитектурных мод», которые предпочитали также меняющиеся владельцы. Само здание, если оглянуться на его историю, постоянно выступало в роли дорогого подарка. А кто бы из нас с вами отказался от подобного презента?!

Именно в данном качестве оно чаще всего переходило из одних великосветских рук в другие. Да и был этот подарок прекрасен, ведь над дворцом в разные времена потрудились такие видные мастера, как И. Е. Старов, Л. Руска, Дж. Кваренги, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер и другие.А теперь расскажу о том, кто же здесь жил-поживал и добра наживал. Как я уже отмечала, первым фактическим хозяином Аничкова дворца стал граф Разумовский.

При нём находился бывший в услужении у «Его светлости» знаменитый писатель А. П. Сумароков. Этого многожанрового литератора порой нарекают «отцом русского театра».

После смерти первого владельца Аничков дворец достался его брату, и не кому-нибудь, а самому президенту Академии наук – графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. У него в 1776 году здание было откуплено Екатериной II и тут же подарено теперь уже её фавориту Г. А. Потёмкину.

Новый хозяин, видимо, жаждал пер

Аничков дворец: история и современность

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков  дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев — с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие "звёзды", которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.


 

Фото: visit-petersburg.ru

Первый дворец на Невском проспекте

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского. 

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли. 

Аничков —  первый дворец на Невском проспекте. Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону — это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца — границу города. 

 

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек. 

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя.  В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

Фото: ipetersburg.ru

Дворец — лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре -  великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. 

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Судьба Аничкова дворца в советскую эпоху

Сразу после революции Аничков дворец национализировали — сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города. 

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных

Фото: saint-petersburg.com

 Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных  — отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив. Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой, во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое. 

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев — здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца — несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества "Зеркальный", два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр "Крестовский остров" с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

 

Текст: Юлия Севостьянова

экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон

Аничков дворец (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения.

Пока Аничков дворец не достался детям (сейчас здесь Дворец творчества юных), он служил подарком, причем передаривался не единожды, владели усадьбой самые разные фамилии Петербурга.

Аничков дворец, пока не стал детским учреждением, служил подарком, переходившим из рук в руки в императорских кругах. Им владели гражданский муж императрицы Елизаветы Алексей Разумовский, фаворит Екатерины II Григорий Потемкин, Николай I...

Первый дворец на Невском проспекте начали строить в 1741 году по указу императрицы Елизаветы. Сегодня трудно представить, но тогда эти места были границей Петербурга, здесь проходила лесная просека, потому усадьба призвана была украсить въезд в город.

Своим названием дом обязан офицеру Аничкову. На другой стороне Невы в это время размещались солдаты адмиралтейского батальона вместе со своим командиром — офицером Михаилом Аничковым. Именно этот батальон чуть позже построил первый деревянный мост, который получил название в честь командира. Кстати, слобода, где размещались военные, тоже получила название по фамилии офицера. В итоге практически во всех документах будущий дворец называли не иначе как «дворец у Аничкова моста». К 1754 году дворец под руководством архитектора Михаила Земцова был построен, императрица подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому в знак признательности, а сама ушла к молодому любовнику.

Императрица Екатерина II выкупила Аничков дворец, чтобы подарить его Григорию Потемкину. Новый хозяин при помощи архитектора И. Е. Старова переделал фасады в стиле раннего классицизма, здание приобрело более строгий вид. Впоследствии многие известные архитекторы по просьбе хозяев вносили свои коррективы в план здания, но каждый из них относился к работе коллег очень аккуратно и тактично. Во многом благодаря этому Аничков дворец сохранился до наших дней.

В екатерининские времена с Аничковым дворцом приключился анекдот: Потемкин продал императорский презент, Екатерина выкупила его и снова подарила. Это не помешало фавориту вновь сбыть усадьбу, на этот раз в казну.

После Аничков дворец был кабинетом Ее Величества и дирекцией императорских театров, в нем успела похозяйничать сестра Александра I: Желтоколонный зал — ее рук дело. Новый владелец — будущий Николай I — тоже перестраивал дворец на свой вкус. Нелюбимые Пушкиным балы, увлекавшие его жену Наталью, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшему воздержаться от дуэли. Интересно, что в Аничковом дворце имел собственные комнаты поэт Василий Жуковский. Он был учителем молодого Александра II, который в детстве жил во дворце.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растет береза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

После революции в Аничковом дворце размещался музей города, причем имелся в виду не только Петербург, но и Москва, и Рим. В начале 30-х годов богатое убранство интерьеров было распродано, по большей части за границу. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец пионеров — самый большой в Советском Союзе. Во время Великой Отечественной войны этот архитектурный памятник чудом уцелел, хотя фашисты планировали уничтожить его. В те тяжелые годы в здании размещался госпиталь.

После войны Дворец пионеров вновь распахнул свои двери. Кружки здесь посещали шахматист Борис Спасский, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. Сейчас в легендарном дворце работают более 20 кружков и спортивных секций для школьников. Но вход открыт и для взрослых. Экскурсия обойдется в 200 RUB.

Практическая информация

Адрес: Невский проспект, 39.

Годы постройки: 1741—1754.

Ближайшие станции метро: «Маяковская», «Гостиный Двор».

Веб-сайт: anichkov.ru.

Аничков дворец. 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга

Аничков дворец

Удивительно расположение этого дворца. На Невский проспект, главную магистраль города, Аничков дворец выходит не фасадом, как большинство зданий, а боковой стеной. Это связано с тем, что в XVIII веке Невская «першпектива» ещё не была главной улицей города: более важную роль в то время играли реки, к набережным которых старались обращать фасады домов. По такому принципу возводился и Аничков дворец, чей центральный вход расположен напротив реки Фонтанки.

Но самое интересное – судьба этого дворца. Более двух веков он передавался в качестве подарка: в восемнадцатом веке императрицы дарили его своим фаворитам, с начала девятнадцатого века он становится собственностью семьи Романовых, и особы царской фамилии будут получать его на свадьбы, в качестве свадебного подарка.

Последними в XX столетии этот дворец получили мальчишки и девчонки.

С 1724 года участком, на котором впоследствии расположился Аничков дворец, владел Антон Мануиллович Девиер. Был женат на сестре А.Д. Меншикова (несмотря на активное противодействие последнего) Анне Даниловне. В 1727 году Антон Мануиллович был арестован и выслан в Сибирь, так как выступил против намерений А.Д. Меншикова выдать свою дочь Марию за наследника престола Петра Алексеевича. Его участок конфисковали. Позднее на этом участке находился двор лесоторговца купца Дмитрия Лукьянова.

В августе 1739 года «Комиссией о Петербургском строении» для благоустройства Невской перспективы было предложено застроить её каменными домами. Это место можно было застроить самому купцу или продать желающим. Участок располагался на окраине города, и для Дмитрия Лукьянова каменное строительство было бы убыточным предприятием. Удача подворачивается купцу, когда он продает землю Елизавете Петровне, дочери Петра I.

Проект этого здания летом 1741 года разработал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Спустя два года зодчий скончался, дворец в дальнейшем строился под наблюдением других мастеров – сначала Григория Дмитриевича Дмитриева, а потом Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, который занимался и отделкой дворцовых интерьеров. Строительство завершилось лишь в 1754 году.

Дворец отличался от находившихся рядом построек не только богато украшенным в стиле барокко фасадом, но и весьма внушительными размерами. Он занял обширную территорию на берегу реки Фонтанки, там, где она пересекает Невскую першпективу (ныне Невский проспект), фасад дворца был обращен в сторону реки.

Как известно, в середине XVIII века именно по Фонтанке проходила южная граница Петербурга. В створе Невской першпективы через реку был переброшен мост, который служил въездными воротами в город. Рядом с городской заставой находился полковой двор Преображенского полка, который возглавлял подполковник М.О. Аничков. По его фамилии получили название и мост, и расположенный рядом дворец.

Аничков дворец. Открытка XIX в.

От Фонтанки в сторону главного фасада Аничкова дворца был проложен канал, а само здание являлось ядром обширной усадьбы, в состав которой входил регулярно спланированный сад. Территория сада простиралась до Садовой улицы. Перед главным фасадом здания находился парадный двор с бассейном. Канал, соединявший его с рекой, служил въездом на территорию усадьбы. Берег украшали галереи – колоннады.

Императрица Елизавета Петровна подарила Аничков дворец своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Как правило, в Аничковом дворце давали «вольные маскарады». Императрица приходила туда обычно в седьмом часу, она прогуливалась, говорила с некоторыми знатными особами, садилась к игре. Во время всего маскарада раздавались всем желающим напитки, закуски и прочее. По рассказам современников, «государыня кушала немало и каждое блюдо запивала глотком сладкого вина. Она в особенности любила токайское вино».

Екатерина II пожаловала Аничков дворец князю Григорию Александровичу Потёмкину. После этого Иван Егорович Старов перестроил дворец, освободив его фасады от сложной барочной декорации, заменив её более строгой отделкой, отвечавшей вкусам нового стиля – классицизма.

Старов заменил «луковичные» купола флигелей плоскими, а центральный фасад сделал треугольным. Однако и в таком виде дворец просуществовал недолго: в начале XIX века на его территории размещаются торговые ряды. В это время архитектор Джакомо Кваренги пристраивает к зданию дворца два открытых корпуса с арками и колоннами. Ещё позже Аничков дворец занял Кабинет его императорского величества. В ведении этого учреждения находилось имущество императорского двора.

Архитектор Луиджи Иванович Руска оформил интерьеры дворца в стиле классицизма, в больших помещениях были установлены ионические колонны. Два зала дворца – белый и жёлтоколонный – сохранились до наших дней почти без изменений.

Ещё через несколько лет известный архитектор Карл Иванович Росси пристроил к дворцу небольшой Сервизный корпус, а в дворцовом саду возвёл два одноэтажных павильона. Площадь сада, который Росси обнёс высокой оградой, заметно сократилась. Росси заново оформил домовую церковь Аничкова дворца, в которой был установлен новый иконостас. Церковь была устроена в верхнем этаже северного бокового флигеля и освящена во имя святого князя Александра Невского. Интересно, что стены этой церкви расписывали выдающиеся художники того времени – Б. Медичи и Ф. Торричелли.

Во времена Александра I здесь разместились апартаменты великой княжны Елены Павловны, сестры императора. Во дворце проходили замечательные балы и маскарады, которые отличала особая пышность.

Затем дворец перешёл в собственность великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. После его вступления на российский престол Аничков дворец начал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом». Но став императором, Николай Павлович предпочитал проводить больше времени в Аничковом. Здесь он устраивал домашние праздники, здесь воспитывались и росли его дети. Здесь же по традиции проводились балы. Они устраивались для тесного круга приглашённых, близких ко двору. На этих балах бывал Александр Сергеевич Пушкин со своей красавицей-женой Натальей Николаевной.

Аничков дворец оставался царской резиденцией до конца XIX века. Особенно его любил Александр III. Ему не нравился Зимний дворец, и он старался проводить как можно больше времени в Аничковом. По сути, император Александр III сделал дворец своей резиденцией.

При Александре III произошла ещё одна внутренняя перепланировка, порученная архитектору М.Е. Месмахеру. Перепланировка была вызвана необходимостью разместить в залах Аничкова дворца императорскую коллекцию живописи.

После смерти Александра III в Аничковом дворце некоторое время жила его вдова императрица Мария Фёдоровна.

После революции во дворце был открыт Музей старого Петербурга, а спустя пятнадцать лет решено было превратить его во Дворец пионеров. В залах Аничкова дворца провели ремонт, уничтоживший большую часть его отделки; в помещениях домовой церкви разместился кинозал. В 1930-х годах во дворце были оформлены две «комнаты сказок», расписанные палехскими мастерами по мотивам произведений А.С. Пушкина и М. Горького.

В перестроечную эпоху Дворец пионеров стал называться Дворцом творчества юных, но в целом его предназначение – быть местом детского досуга – осталось прежним.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Аничков дворец

По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году на углу Невского Проспекта и реки Фонтанки был построен знаменитый в наше время Аничков дворец. Название на протяжении всего времени его существование было разное:

Аничковский, Аничков, Аничкин, Николаевский, Собственный Его Императоского Величества, Ленинградский Дворец Пионеров и, конечно же, Городской Дворец Творчества Юных.

Но свое главное название Аничков дворец получил от соседней слободы, нареченной по фамилии командира адмиралтейского батальона и там же расквартированной М. Аничкова. Те места являлись границей Петербурга, поэтому дворец считали городской резиденцией или загородной дачей. В те годы сам Невский проспект выглядел в виде обычной лесной просеки, именно поэтому дворец спроектировали фасадом к Фонтанке, для украшения выезда из города.

Многие не понимали в необходимости возведения Аничкова дворца, ведь параллельно с ним строились Зимний дворец, а также дворцовые комплексы в Петергофе и Царском Селе. Но все же к 1754 году архитектор Земцов достроил свое творение. Позднее Аничкиным дворцом занимались Растрелли и Демерцов.

В стиле растреллиевского барокко, с двумя флигелями с куполами, получился этот чрезвычайно наряднейший дворец, напоминающий роскошную загородную усадьбу. В одном из флигелей была домовая церковь, на берегах канала чарующе выстроены галереи с колоннадами, где в центре всей этой красы установлен бассейн. Все эти владения были колоссальными, они достигали мест, где в наше время стоит Публичная библиотека.

После расставания с гражданским мужем Елизаветы Петровны, Александром Разумовским, из-з молодого Ивана Шувалова, императрица в знак признательности и утешения подарила ему дворец. С этого момента Аничков дворец сменил не одного хозяина.

Екатерина II, для того чтобы повторить поступок августейшей предшественницы, выкупает Аничков дворец и приносит в дар своему фавориту - Григорию Потемкину. Новоиспеченный хозяин полностью сменил стиль в ранний классицизм. Занимался переделкой архитектор Старов, который создал фасады, засыпал гавань, а центр дворца украшал треугольный фронтон. Чуть позже, архитектор Кваренги достроил, на месте парадного двора, торговые ряды, которые закрывали вид дворца со стороны Аничкова моста и Фонтанки. В результате всех перестроек, Аничков дврорец приобрел строгий вид, сохранившийся и до наших дней.

Чуть позже Потемкин продал дворец купцу Шемякину, по причине, что в его владении был еще Таврический дворец, и с двумя справиться было не просто. Но Екатерину II обидел такой поступок, выкупив дворец, снова преподнесла в дар. Но и это не помешало Потемкину вновь продать Аничков дворец, на этот раз уже в казну. Власти не могли решить, куда применить это огромное здание с пользой. Но вскоре перевели сюда Кабинет Ее Величества, а чуть позже и Дирекцию императорских театров.

Под руководством Кваренги, вновь шли значительные перестройки Аничкова дворца. Появилась каре с аркадой, смотрящей на Фонтанку. И новой владелицей этого дворца стала Елена Павловна, сестра Александра I, жившая во дворце до второго замужества. Во время ее владения появился свежий интерьер в стиле классицизма, примером можно отнести Желтоколонный зал, не изменивший свой превосходный вид до наших дней. Помог ей в этом архитектор Руска.

Желтая или Золотая гостиная, расположена в южной части садовой анфилады бельэтажа дворца. Имеет связь с Большим Танцевальным залом, Музыкальным салоном, в нынешнее время с Библиотекой.

Значительных изменений архитектор Руска не вносил, лишь изменил его зрительное восприятие. Убрались строгие черты, изменилась драпировка, мебель, оформление фризов. Потолок Желтой гостиной покрыт росписью, а середина потолка украшена просто, золоченым рисунком, со сторон которого осуществлены низкие барельефы. По краям потолка, расположены четыре древних сюжета, украшают их растительные орнаменты. По их углам расположен медальон в окружении нескольких фигур с растительными мотивами, все это расписано золотыми красками.

В этой гостиной имелось четыре окна украшенные мрамором светлых тонов и обширно украшает бронзовые золоченые приборы с орнаментами. Плотные зеленые шторы из тафты с драпированными нежно белыми занавесками под обои, служили украшением окон.

Имелось два камина из мрамора, один из них был лишь частичкой декора. Украшались эти камины двумя зеркалами, обрамленными в резные золоченые рамы, с уникальным орнаментом геометрических листьев и фантастической живности. На каминах так же стояли две не большие вызолоченные вазы из фарфора, где изображались русские костюмы.

Всей красоты Желтой гостиной не описать. Ее постоянное видоизменение не только из-за смены хозяев, но и из-за пройденного времени, не покажет, к сожалению, в наши дни прошлой прелести тех времен.

Но самым преданным хозяином Аничкова дворца был царевич Николай, в будущем ставшего Николаем I.

Для него, как для преемника российского престола соорудили Сервизный корпус, два добавочных павильона и поставлена чугунная ограда, углом смотрящая на Александринский театр и Невский проспект. Именно большую долю времени Николай I предпочитал проводить в Аничковом дворце. Там проводились любимые Пушкиным балы, захватывавшие его жену Наталью Николаевну. Туда же пригласили, знаменитого в наши дни, поэта на аудиенцию к Николаю I, который потребовал отменить дуэль. После смерти императора, во дворце остались проживать вдова императрица Александра Федоровна и сын Николай Николаевич, который ждал завершения работ по строению собственной резиденции – так называемого Николаевского дворца, на сегодняшней площади Труда.

Особое внимание хочется уделить описанию Парадной Опочивальни Александры Федоровны. Распологалась она в северной части садовой анфилады бельэтажа, входившая в жилую половину женских комнат. Раньше там располагалась Диванная, обитая таким видом ткани как гродетур, по чисто белой земле с многоцветными перьями, в основном павлиньи, а мебель была отделана белой клетчатой шелковой материей. Под карнизом красовался своеобразный рельефный фриз на древний сюжет.

Такая парадная спальня была излюбленным местом хозяйки. Тут она проводила приемы особо близких людей, почивала, могла одна завтракать, а так же императорская семья исповедовалась в данной комнате.

Особую парадность в интерьере опочивальни являлась занавесь стен «голубым тисненым бархатом, с белым атласным сиянием», украшался он кистями и шелковой бахромой.

Зеркальный свод с тяжелыми полукруглыми падугами был с позолотой. Орнамент на рамках зеркал и картин был таким же, как и подрамник из позолоченного дорожника, который был предназначен для обивки стен. Такой орнамент отличался простотой в виде звездочек или цветов, но очень качественно смотрелся на окружающей его роскоши.

Белоснежный потолок украшал позолоченный бордюр, а по углам потолка имелся рисунок медальона, снизу обвит пышным венком, по его бокам два купидона и все это венчалась позолоченным орнаментом растений.

Главным отоплением Опочивальни был камин-печка, выполненный из белого фальшивого мрамора, украшенного бронзовыми позолоченными деталями. На самом камине, располагались бронзовые позолоченные часы с фигурой купидона и женщины. По краям часов находились фигуры патинированной бронзы, в одной руке удерживает канделябр, и кувшин в другой.

Даже двери в такой опочивальне были не обычные. Расположены симметрично, имея равную декорировку. Резные, с позолотой, с бронзовыми ручками, где на рельефе представлена сидящая Афродита с крошечным Амуром на коленях. Вокруг нее вьются богини красоты и грации и сам Гермес.

При сравнении Парадной Опочивальни Александры Федоровны с Парадной Опочивальни Екатерины Павловны, можно заметить, что у Екатерины выполнение идет в форме классицизма. Где убранство сдержанно и не насыщено декором. Большое внимание идет на оформления потолка и пола. Стены лишь отбиты декоративными тканями, атласом и бархатом. Правда пышность в опочивальне вносит восхитительное ложе Екатерины Павловны и крупное трюмо из красного дерева. Что, говоря про опочивальню императрицы Александры, то здесь интерьер насыщен декором, он пышный, торжественный и немного романтичный.

Следующим к владению Аничкового дворца был Александр III. Из-за страха за свою жизнь с увеличением деятельности террористов, а так же из-за смерти его отца в Зимнем дворце, Александр III так же предпочел Аничков дворец. В связи с этим, со стороны площади построили глухую стену, где и прошло детство будущего императора Николай II.

Вследствие революции в Аничковом дворце расположили Музей города. В начале 30-х годов все состоятельное одеяние интерьеров продали за границу, и часть работников Музея осталась без работы.

Из достопримечательностей дворца также остался собственный музей императора Александра III. Именно эта состоятельная экспозиция повествует посетителям богатую историю дворца, от начала его возведения и до нашего времени. Данная коллекция красочного музея обеспеченна редкостными вещественными экспонатами. Там вы увидите редкие экспозиции, такие как боксерские перчатки олимпийского чемпиона Геннадия Шаткова, шлем трижды чемпиона мира по мотокроссу Геннадия Моисеева, а также медаль олимпийской чемпионки Тамары Маниной.

В 1937 году городскими властями был открыт Дворец пионеров, который являлся самым крупным в Советском союзе. А в наше время в Аничковом дворце открыт, продолжатель традиции Дома пионеров, Дворец творчества юных, один из крупнейших заведений Петербурга, знаменитый как Аничков лицей.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Ближайшие станции метро: «Маяковская», «Гостиный Двор»

Официальный сайт: www.anichkov.ru

 

 

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Аничков дворец на углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей. Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.

Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец, дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли.

Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека; территория была заполнена павильонами и оранжереями. Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности. Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.

Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту - Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е. Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста. В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.

Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году – уже в казну. Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров.

Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку. Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал. Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.

Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр. Хорошо известно, что Аничков дворец Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени. В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли. После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции – Николаевского дворца на нынешней площади Труда.

Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.

После революции в Аничковом дворце размещался Музей города. Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров – самый большой в Советском союзе. Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей.

Аничков Дворец в Санкт-Петербурге

История и современность Аничкова дворца

Название данного архитектурного шедевра связана с мостом, который находится недалеко от самого здания. Данный мост был возведен военными, которые принадлежали к адмиральскому батальону под командованием М. Аничкова. Дворец начали строить в 1741 году на холме с правой стороны легендарной реки Фонтанки.

История Аничкова дворца очень богата, она включает в себя следующие знаменательные события.

  • В начале 18 века легендарная императрица Екатерина ІІ купила данное здание и преподнесла его в подарок Г. Потемкину.
  • В 19 веке появилась новая традиция среди императорской знати — Аничков дворец начали передавать в качестве свадебного подарка.
  • В начале 20 века после революции здесь разместился Музей города. Однако экспозиции в музее касались не только Санкт-Петербурга, но и Рима, Москвы.
  • В 1937 году здесь был открыт один из крупнейших во всем СССР Дом пионеров. Здание пережило Вторую мировую войну и осталось нетронутым, несмотря на то, что его неоднократно планировали взорвать.
  • В период боевых действий здесь размещался госпиталь. После окончания военных действий Дом пионеров вновь открылся для гостей. Его посетили известный шахматист Б. Спасский, певица оперы Е.Образцова, известная актриса А. Фрейндлих и др.

Сейчас в здании располагается Дворец творчества юных и функционирует Аничков лицей. В дворце размещено более двух десятков секций для школьников, разнообразные кружки. Однако дворец приветствует и взрослых, здесь постоянно проводятся экскурсии.

Архитектура Аничкова дворца

Проект здания Аничкова дворца был заложен М. Земцовым, которым планировал создать его в стиле  барокко. Однако архитектор не смог воплотить в жизнь свои замыслы, поскольку умер через полтора года. Архитектурные дела легли на плечи Д. Дмитриева и Б.Ф. Растрелли. Однако они кардинально поменяли первоначальный замысел М.Г. Земцова.

Центральную часть здания представляет собой трехэтажную конструкцию с большим и светлым залом. Эта часть соединяется с флигелями специальным крыльцом. Центральный фасад выходит к реке Фонтанке, там же расположен парадный вход. Противоположный фасад выходит в сад, где размещены павильоны и скульптуры.

Отделка всех комнат выполнялась под контролем Б.Ф. Растрелли. Живописные произведения А.П. Антропова, И.Я. Вишнякова украшают стены помещений. На втором и третьем этажах находится церковь с одиннадцатиметровым иконостасом с позолотой, который выполнен в стиле барочной орнаментики. 

Аничков дворец — архитектурный шедевр 18 века, поражающий своей красотой и уникальностью. Сегодня здесь проводятся интересные выставки и работают детские кружки.

comments powered by HyperComments
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города! 

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей....

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.  Тучков мост – история создания В...

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената...

Аничков дворец - История, интерьеры, фотографии

Описание дворца

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы. На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна

Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания. Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».

Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Приобретения Александра III — картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.

Интерьеры дворца

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Аничков дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Аничков дворец – старейшее здание, дошедшее до наших дней, возведенное на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Свое наименование получил от Аничкова моста, соединившего берега Фонтанки.

Строительство дворца началось в 1741 году по Указу царицы Елизаветы. Планом занимался архитектор М. Земцов, а достраивал Дворец уже Б.Растрелли.

Здание напоминает растянутую букву «Н», так задумал его Земцов, а Растрелли внес элементы стиля высокого барокко.

У Аничкова дворца поразительная судьба. Более 2-х столетий он служил подарком: императрицы отдаривали им своих фаворитов, а когда он перешел в  собственность Романовых, его стали передавать особам царской фамилии как свадебный подарок.

Последняя свадьба состоялась в 1914 году. Это была самая пышная свадьба «отживающего мира». Внучка  Марии Федоровны, Ирина, выходила замуж за Феликса Юсупова - богатейшего жениха того времени, но вошедшего в историю с репутацией убийцы Распутина. В этом же Дворце провел свои детские годы последний император России Николай II.

Августейшие особы приглашали во Дворец самых именитых русских и заграничных архитекторов, которые в разное время наполняли его всевозможными шедеврами. Поэтому, на образце  Дворца можно проследить за историей формирования  архитектуры Северной столицы.

По приглашению владельцев сюда приезжали  художник - А. Боголюбов, знаменитые писатели А. С. Пушкин, Ф. Достоевский и И. Крылов; музыканты - М. Глинка и М. Балакириев. Здесь проводились знаменитые музыкальные вечера. Известно, что даже сам князь Александр Александрович не прочь был помузицировать с придворным оркестром.

После революции здесь был открыт городской музей, сохранив историческое расположение комнат, но уже в 1925 году был закрыт. Наконец, в 1937 году его отдали детям, открыв Дворец пионеров Ленинграда. Сегодня, это Аничков лицей и Дворец творчества юных дарований.

Удивительно то, что дворец XVIII века, уцелел в годы  Войны, хотя на картах оккупантов он числился под № 192, именовался Дворцом юных большевиков и должен быть уничтожен. Однако судьба оказалась к нему благосклонной.

Добраться до Дворца совсем несложно, от ст. метро «Гостиный двор» надо пойти по Невскому проспекту в сторону Фонтанки, по пути возрастания нумерации домов.

 

Фото достопримечательности: Аничков дворец

Аничков дворец со стороны Фонтанки

Аничков дворец со стороны Фонтанки

Двор Аничкого дворца

 

Аничков дворец на карте:

Аничков дворец - это... Что такое Аничков дворец?


Аничков дворец
Аничков дворец

      (Аничковский дворец) (Невский проспект, 39), памятник архитектуры, комплекс в центре Ленинграда В прошлом городская усадьба на месте бывшего Преображенского полкового двора. А. д. построен в 1741—50 (архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев; завершён в 1754, архитектор В. В. Растрелли) в стиле барокко. Нарядный главный фасад был обращён к р. Фонтанка, от которой к А. д. был прорыт канал. В 1778—79 перестроен архитектором И. Е. Старовым в формах классицизма; над боковыми крыльями по сторонам центрального объёма возведён 3 й этаж, изменена обработка фасадов, луковичные завершения заменены куполами с главками. Здание А. д. имеет чёткое поэтажное членение, северный боковой фасад акцентирован пилястрами композитного ордера; в интерьерах сохранился классицистический декор. К А. д. примыкал регулярный сад с павильонами, трельяжами, беседками и скульптурой. В 1803—06 архитектор Дж Кваренги выстроил со стороны Фонтанки так называемый Кабинетский корпус с ионической колоннадой. В 1808—10 архитектор Л. Руска перестроил дворец изнутри и возвёл здания служб и конюшен. В 1817—18 архитектор К. И. Росси выстроил 2 небольших павильона в саду и металлическую ограду.
      Первый владелец А. д. — фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. К. Разумовский. В конце 70 х гг. XVIII в. императрица Екатерина II подарила А. д. князю Г. А. Потёмкину. В конце XVIII в. дворец перешёл в казну, в начале XIX в. в нём разместился Кабинет его императорского величества (государственное учреждение, ведавшее имуществом императора). С середины 60 х гг. XIX в. дворцом владел великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1878 у А. д. прошла своеобразная демонстрация: около 200 бастовавших рабочих Новой бумагопрядильни собрались перед зданием с целью подать наследнику престола петицию с протестом против произвола предпринимателей. В 1881—94 А. д. — резиденция императора Александра III, который не любил Зимний дворец, позднее — вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В 1918 —35 в здании Музей города (предшественник Музея истории Ленинграда). В 1936—37 А. д. реконструирован под Дворец пионеров (архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.

.

  • Аничков Николай Николаевич
  • Аничков мост

Смотреть что такое "Аничков дворец" в других словарях:

  • Аничков дворец — Дворец Аничков дворец Дворец, что у Аничкова моста …   Википедия

  • Аничков дворец — «Вид Аничкова дворца в Петербурге». «Вид Аничкова дворца в Петербурге». Гравюра К. Нике по рисунку Л. Н. Деспинасса. 1783 (перегравировка гравюры Я. В. Васильева по рисунку М. И. Махаева, 1753). Аничков дворец (Аничковский дворец) (Невский… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Аничков дворец — дворец в СПб., у одноим. моста (см. Аничков мост), от к рого получил свое название. Построен в 1741 50 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, завершен арх. В. В. Растрелли для фаворита Елизаветы Петровны гр. А. Г. Разумовского. При Екатерине II… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Аничков мост — Современный вид моста (2009 год). Координаты …   Википедия

  • Дворец великого князя Алексея Александровича — Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича …   Википедия

  • Дворец Пионеров — в Севастополе Дворец пионеров  детское внешкольное учреждение в СССР, Российской Федерации, Латвии, Республике Беларусь, в Украине и в некоторых других странах. В СССР на базе дворцов пионеров работали кружки, клубы и творческие коллективы… …   Википедия

  • Дворец пионеров — в Тольятти …   Википедия

  • Аничков — Аничков, вряд ли вы найдете петербуржца, не знакомого с этим названием (Аничков мост, Аничков дворец), но вот тех, кто правильно произносит это слово, – единицы: эта старинная дворянская фамилия имеет ударение на втором слоге: Aни/чков …   Словарь ошибок русского языка

  • Дворец Белосельских-Белозерских — Координаты: 59°55′58″ с. ш. 30°20′41″ в. д. / 59.932778° с. ш. 30.344722° в. д.  …   Википедия

  • Дворец Юсуповых на Мойке — У этого термина существуют и другие значения, см. Юсуповский дворец. Координаты: 59°55′45.8″ с. ш. 30°17′56.12″ в. д. / 59.929389° с. ш …   Википедия



Смотрите также

Описание: