Альдермеш деревня где находится


Альдермыш — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Альдермы́ш — село в Высокогорском районе Республики Татарстан Российской Федерации. Является административным центром Альдермышского сельского поселения.

Село расположено на реке Саинка, в 12 километрах к северу от села Высокая Гора.

Село основано в период Казанского ханства. В дореволюционных источниках известно также под названием Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.

В XVIII — первой половине XIX веков жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством. В конце XVIII века на средства казанского купца И.Апанаева в селе была выстроена деревянная мечеть (сгорела в 1829 году, отстроена заново в 1832 году). При мечети действовал мектеб.

В начале XX века в Альдермыше функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1741,1 десятин. До 1920 года село входило в Студёно-Ключинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года в Дубъязском, с 1 февраля 1963 года в Зеленодольском, с 12 января 1965 года в Высокогорском районах[1].

Численность населения по годам
(Источник: [1])
178218591878190819201926193819491958197019892000
183 души муж. пола11611065108391310591299889838787564519

Скотоводство

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Альдермыш — родина композитора Энвера Бакирова[1].

  • Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. - К., 1885.
  • Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. - К., 1999.

Село Альдермыш | Сайт посвященный туризму и путешествиям. Фотографии, описание местности, отчеты о походах, легенды, прошлое и настоящее.

 

Статус:     Село Альдермыш

Дата основания:       12-13 век, Казанское ханство.

Муниципальное образование:     сельское поселение Альдермышское (центр муниципального образования). 

Входит в:     Высокогорский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  

Подчинение:     районное 

Население (чел.):      525 (2010г.) 

Координаты:     56°01'15'' с.ш., 49°13'44'' в.д. 

Код ОКАТО:     92222809001 

Почтовые индексы:     422711 

Телефонный код:     +7 84365 

Село имеет марийскую историю происхождения.

 

                                                               Село Альдермыш

 

В названии села есть марийское слово: Алдыр и глагольное окончание: мыш (маш),

Алдыр - это большой ковш для разливания пива, обычно таким ритуальным ковшом разливали медовуху и пиво при праздновании марийских праздников, обычно весене-летнего цикла (например, Семык), таким образом, в названии Альдермыш - это место празднования определенного цикла марийских праздников. Что и закрепилось в названии.

В окрестностях Альдермыша  много марийских топонимов, например, Каймары (кай мари - то есть ушедшие марийцы). В названиях рек также есть финно-угорские корни (Ашит, Шешма и т.д.).

Уже позже татары выдвинули свою версию происхождения названия.

                                                                  Село Альдермыш                                     

 

АЛЬДЕРМЫШ (Ђлдермеш) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 12 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора.

На 2000 — 519 жит. (татары). Скот-во.

Ср. школа, дом культуры, б-ка.

 Осн. в период Казанского ханства.

 В дорев. источниках изв. также под назв. Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.

В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом.

В кон. 18 в. на средства казан. купца И.Апанаева в селе была выстроена дер. мечеть (сгорела в 1829, отстроена заново в 1832). При мечети действовал мектеб.

В нач. 20 в. в А. функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1741,1 дес.

До 1920 село входило в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.

Число жит.: в 1782 — 183 души муж. пола; в 1859 — 1161, в 1878 — 1065, в 1908 — 1083, в 1920 — 913, в 1926 — 1059, в 1938 — 1299, в 1949 — 889, в 1958 — 838, в 1970 — 787, в 1989 — 564 чел. А. — родина композитора Э.З.Бакирова.

  

 

 ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА АЛЬДЕРМЫШ:

В конце XVIII века здесь на средства казанского купца Исмагила Апанаева была выстроена деревянная мечеть. В 1829 здание мечети сгорело. В 1832 на средства внука Исмагила Апанаева - Хасана Мусича Апанаева храм отстроили заново.

Именно это здание, обновлённое в 1899,сохранилось до сегодняшних дней. В начале XX века в махалле насчитывалось 553 прихожанина мужского пола,536 женского, проживавших в 183 домах.

   Село Альдермыш издревле славилось своими династиями священно - служителей, среди которых особо выделяется род Муртазы бин Нурмухамеда аль-Альдермеши. Один из его сыновей - Губайдулла в конце XVIII века исполнял обязанности имам-хатиба в родной деревне, другой сын - Абдулвагап был духовным наставником в д.Б.Айбаш и, наконец, третий его сын Хамид Муртазин - известен тем, что являлся старшим муллой сначала мечети №11,а затем и мечети №10 г.Казани.

   Мы не располагаем более пространными сведения о судьбе альдермышской веточки рода, однако, документы середины XIX века фиксируют здесь имена представителей другой династии мусульманских проповедников, восходящих к имаму Хасану бин Салимзяну бин Исхаку аль-Альдермыши.

Этот священнослужитель получил фундаментальное теологическое образование, проучившись несколько лет в медресе Хамида Исламова в д.Юртуш. На должности же муллы альдермышской мечети казанское губернское правление утвердило его 19 февраля 1844,выдав указ за №1117.

С 11 декабря 1872 состарившемуся Хасану Салимзянову в ведении служб начал помогать сын Абдрахман. Именно он после смерти отца в середине 80-х годов XIX века стал единоличным руководителем прихода.В 1895 в помощь Абдрахману хазрету был избран вторым имам-хатибом Габдулла Абдрахманович Салимзянов. В 1909 Габдулла мулла занял должность своего покойного отца и возглавил первую махаллю  с.Альдермыш. Здесь он проводил занятия в медресе,в котором обучалось 49 мальчиков и 45 девочек.

 

 

 СТАТЬЯ ПРО АЛЬДЕРМЫШ:

Впервые о населенном пункте с красивым названием Альдермыш довелось услышать со сцены Татарского академического театра имени Камала. В спектакле “Старик из деревни Альдермыш” роль мудрого, лукавого и озорного старика Альмандара с блеском сыграл народный артист СССР Шаукат Биктемиров. Да и другие персонажи – жители этого не придуманного, а реально существующего в Высокогорском районе населенного пункта, известного еще со времен Казанского ханства, вызывали у зрителей неподдельный интерес и чувство гордости за свой народ, его самобытность, искрящееся чувство юмора.

Еще одной визитной карточкой Альдермыша стали мелькающие на дорогах “газели” с надписями на боку “Альдермышский источник”. Так называется предприятие, работающее в этом селе около пяти лет и поставляющее бутилированную питьевую воду. Наконец, довелось как-то в жаркий летний день испить кефира, изготовленного в ООО “Альдермышский молкомбинат”. После чего сделала вывод, что нет ничего вкуснее этого напитка.

И вообще, похоже, в этом Альдермыше сосредоточено все самое-самое, будь то умные и жизнерадостные старики типа Альмандара, чистая родниковая вода, оснащенная компьютерами школа, детский сад с бассейном, местная мечеть – архитектурный памятник XIX века…

Мы с руководителем аппарата Совета Высокогорского муниципального района Минзуфар Усмановой едем в Альдермыш, до которого от райцентра 12 километров. Она уже много лет живет в этом селе, сначала 17 лет проработала в местной школе, затем еще 11 возглавляла сельсовет, а также была одним из первых руководителей Альдермышского молокозавода. Минзуфар Ибрагимовна искренне считает, что нет на свете места привольнее и краше, чем родной Альдермыш.

За разговорами не заметили, как время пролетело, и вот мы уже на въезде в Альдермыш, о чем информировал богато разукрашенный указатель. А возле него с красками и кистью ходил какой-то мужчина. Попросив водителя остановиться, мы вышли из машины. Незнакомец оказался местным художником-реставратором Фирхатом Халиуллиным, он нарисовал не только этот замечательный указатель (таких привлекательных, честно признаюсь, не встречала ни у одного другого населенного пункта Татарстана), но и приложил руку к многим другим объектам на селе. Например, кисти Халиуллина принадлежит живописная роспись ворот и забора, окружающего Альдермышскую мечеть. Впрочем, рисование – своего рода наследственный дар, который альдермышцы получили от своих предков. Здесь вообще многие рисуют. Причем отнюдь не складывают свои произведения в папки, под сукно, а сразу же выставляют на всеобщее обозрение. Любуйтесь, мол, кто хочет и сколько душа позволит. Например, директор альдермышского детсада Эльмира Рахимова своими рисунками украсила стены садика не только внутри, но и снаружи. Это веселые и добрые персонажи сказок, яркие букеты цветов, от которых тепло и уютно местной детворе даже в самый пасмурный зимний день!

                                                           Село Альдермыш                                                         

 

Воспитанию подрастающего поколения в Альдермыше уделяют особое внимание. Местная средняя школа, как и детсад, также восхищает. Это современное просторное здание с множеством необходимых для школьников предметных кабинетов, с великолепным спортзалом, куда ребятишки с удовольствием приходят “покачаться” на тренажерах в свободное от учебы время. С гордостью показал нам компьютерный зал молодой директор школы Фанис Насруллин. Сегодня в альдермышской школе обучаются 117 человек, но рассчитана она на перспективу – на 250 учащихся.

Заместитель главы Альдермышского сельского поселения Миляуша Гайнутдинова рассказала, что в настоящее время в селе проживают 600 человек. Альдермыш является центром поселения, в которое входят деревни Ибря и Сая.

- Чтобы прилегающие к Казани деревни и села не поглотил город, чтобы повернуть народ к земле, нужно обеспечить село работой, а также хранить и приумножать свои национальные традиции, – считает Миляуша Гайнутдинова.

Мы обошли и объехали все село – такое чистое и аккуратное, с красивыми домами, утопающими летом в зеленой кипени деревьев, с клумбами повсюду, что невольно хотелось сравнить его с картинкой. Только картинка была не лубочная, а живая, и все вокруг не показуха, а стиль жизни альдермышцев, который сложился очень давно.

                                                                    Село Альдермыш                                          

 

История Альдермыша уходит в седую старину. Официально считается, что село образовано в XVI веке, доказательством чему служат могильные памятники, которые датируются 1561 годом. Но есть сведения о том, что Альдермыш был известен еще во времена расцвета Казанского ханства. Вот какое оно древнее!

О происхождении его названия есть разные версии. Одну из них поведала учительница географии и истории местной школы Илкай Рахимова:

- Есть легенда о том, что первыми поселились в этих местах братья Альдерми – в переводе значит люди бойкие, быстрые, предприимчивые, и нарекли после этого селение Альдермыш. Оно изначально было большое и богатое, окруженное со всех сторон густыми лесами, полными живности. В том числе и медведи тут бродили. Даже сегодня в некоторых наших семьях в качестве реликвий и талисманов хранят медвежьи когти. И прозвища в некоторых семьях остались – “аю” (медведь). Наверное, и в моем отчестве медведь замешан…

Илкай Аюповна – миловидная женщина с круглым, покрытым симпатичными веснушками лицом, с ямочками на щеках, со светлыми добрыми глазами. Она говорит неспешно, сдержанно, но чувствуется в этой женщине энергетика сильного и знающего человека. В самом деле, так много и подробно о родном селе, как Илкай Рахимова, в Альдермыше никто не расскажет.

- Коренными жителями нашего села в седой древности были марийцы, или, как их называли, черемисы, богатые и работящие, – рассказывает Илкай Аюповна. – Татары появились позже. Так и жили – в одном конце села марийцы, в другом – татары, но оба народа исповедовали ислам. До сих пор в некоторых названиях наших примечательных мест (например, оврагов) сохранились марийские названия: Раскован, Мари-баши. Но после захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году в эти места стали в большом количестве приходить татары из Казани.                         

 

                                                                                    Село Альдермыш

 

На минуту прервав свой рассказ, задумавшись, словно оказавшись мысленно в далеком прошлом, Илкай Аюповна улыбнулась:

- Вот смотришь на жителей Альдермыша – явно есть в их лицах черты марийской нации – лицо круглое, волосы русые и волнистые… Когда-то наше село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них – медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом. Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в нашем селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал. А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. “А вы идите и увидите”, – настоял старец. И люди впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше. Это крепкие и достойные семьи.

Илкай Рахимова хорошо осведомлена о своей родословной и может многое рассказать о родственниках многих поколений, чуть ли не с XV века, когда ее предки переселились на здешние земли из Буинского района.

- В старых документах мы не нашли сведений о том, что Альдермыш был крепостным селением, – продолжает Илкай Аюповна. – Видимо, местные крестьяне служили помещикам соседних деревень. Рядом с нами расположены такие русские помещичьи селения, как Мамонино, где правил помещик Мамон. А помещик Кудрявцев заправлял Каймарами. Эту усадьбу потом купили Баратынские. Даже Пушкин туда, говорят, приезжал. Может, и наш Альдермыш видел…

Уже вечером прощаюсь с гостеприимными жителями Альдермыша. И напоследок интересуюсь у Минзуфар Ибрагимовны: насколько реальные события отобразил Туфан Миннуллин в своей пьесе “Старик из деревни Альдермыш” и был ли прототип у необыкновенного старика?

Та улыбнулась загадочно:

- Может, да, а может, нет, кто знает… Но сила искусства и таланта такова, что иной придуманный автором эпизод вдруг становится реальностью. А по характеру, по цельности натуры у нас чуть не каждый старик мог бы послужить прототипом Альмандара.

(автор: Мила АРХАНГЕЛЬСКАЯ)

 

 

 __________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://alder.edusite.ru/p45aa1.html

Источник: газета «Республика Татарстан»

http://www.rt-online.ru/aticles/

http://www.ite.antat.ru/

Лит.: Износков И.А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885; Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.

http://www.airfoto.cheb.ru/foto/

http://foto-planeta.com/np/51879/aldermysh.html

http://mamonino.livejournal.com/5077.html

Команда Кочующие.

 _

Село Альдермыш

Краткая информация о Альдермыше

Альдермыш в Википедии

Альдермы́ш — село в Высокогорском районе Республики Татарстан Российской Федерации. Является административным центром Альдермышского сельского поселения. Село расположено на реке Саинка, в 12 километрах к северу от села Высокая Гора. Село основано в период Казанского ханства. В дореволюционных источниках известно также под названием Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак. В XVIII — первой половине XIX веков жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством. В конце XVIII века на средства казанского купца И.Апанаева в селе была выстроена деревянная мечеть (сгорела в 1829 году, отстроена заново в 1832 году). При мечети действовал мектеб. В начале XX века в Альдермыше функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1741,1 десятин. До 1920 года село входило в Студёно-Ключинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года в Дубъязском, с 1 февраля 1963 года в Зеленодольском, с 12 января 1965 года в Высокогорском районах.

Фотографии Альдермыша

Добавить фото

Были в Альдермыше и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Альдермыша и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Альдермыша со смартфонов на сайт!

Сувениры из Альдермыша

Добавить сувенир

Были в Альдермыше и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Альдермыш! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Альдермыша со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Альдермыш. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищете людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

Альдермыш — татарская деревня марийского происхождения

Впервые о населенном пункте с красивым названием Альдермыш довелось услышать со сцены Татарского академического театра имени Камала. В спектакле «Старик из деревни Альдермыш» роль мудрого, лукавого и озорного старика Альмандара с блеском сыграл народный артист СССР Шаукат Биктемиров. Да и другие персонажи — жители этого не придуманного, а реально существующего в Высокогорском районе населенного пункта, известного еще со времен Казанского ханства, вызывали у зрителей неподдельный интерес и чувство гордости за свой народ, его самобытность, искрящееся чувство юмора.

Еще одной визитной карточкой Альдермыша стали мелькающие на дорогах «газели» с надписями на боку «Альдермышский источник». Так называется предприятие, работающее в этом селе около пяти лет и поставляющее бутилированную питьевую воду. Наконец, довелось как-то в жаркий летний день испить кефира, изготовленного в ООО «Альдермышский молкомбинат». После чего сделала вывод, что нет ничего вкуснее этого напитка.

И вообще, похоже, в этом Альдермыше сосредоточено все самое-самое, будь то умные и жизнерадостные старики типа Альмандара, чистая родниковая вода, оснащенная компьютерами школа, детский сад с бассейном, местная мечеть — архитектурный памятник XIX века…

Мы с руководителем аппарата Совета Высокогорского муниципального района Минзуфар Усмановой едем в Альдермыш, до которого от райцентра 12 километров. Она уже много лет живет в этом селе, сначала 17 лет проработала в местной школе, затем еще 11 возглавляла сельсовет, а также была одним из первых руководителей Альдермышского молокозавода. Минзуфар Ибрагимовна искренне считает, что нет на свете места привольнее и краше, чем родной Альдермыш.

За разговорами не заметили, как время пролетело, и вот мы уже на въезде в Альдермыш, о чем информировал богато разукрашенный указатель. А возле него с красками и кистью ходил какой-то мужчина. Попросив водителя остановиться, мы вышли из машины. Незнакомец оказался местным художником-реставратором Фирхатом Халиуллиным, он нарисовал не только этот замечательный указатель (таких привлекательных, честно признаюсь, не встречала ни у одного другого населенного пункта Татарстана), но и приложил руку к многим другим объектам на селе. Например, кисти Халиуллина принадлежит живописная роспись ворот и забора, окружающего Альдермышскую мечеть. Впрочем, рисование — своего рода наследственный дар, который альдермышцы получили от своих предков. Здесь вообще многие рисуют. Причем отнюдь не складывают свои произведения в папки, под сукно, а сразу же выставляют на всеобщее обозрение. Любуйтесь, мол, кто хочет и сколько душа позволит. Например, директор альдермышского детсада Эльмира Рахимова своими рисунками украсила стены садика не только внутри, но и снаружи. Это веселые и добрые персонажи сказок, яркие букеты цветов, от которых тепло и уютно местной детворе даже в самый пасмурный зимний день!

Воспитанию подрастающего поколения в Альдермыше уделяют особое внимание. Местная средняя школа, как и детсад, также восхищает. Это современное просторное здание с множеством необходимых для школьников предметных кабинетов, с великолепным спортзалом, куда ребятишки с удовольствием приходят «покачаться» на тренажерах в свободное от учебы время. С гордостью показал нам компьютерный зал молодой директор школы Фанис Насруллин. Сегодня в альдермышской школе обучаются 117 человек, но рассчитана она на перспективу — на 250 учащихся.

Заместитель главы Альдермышского сельского поселения Миляуша Гайнутдинова рассказала, что в настоящее время в селе проживают 600 человек. Альдермыш является центром поселения, в которое входят деревни Ибря и Сая.

— Чтобы прилегающие к Казани деревни и села не поглотил город, чтобы повернуть народ к земле, нужно обеспечить село работой, а также хранить и приумножать свои национальные традиции, — считает Миляуша Гайнутдинова.

Мы обошли и объехали все село — такое чистое и аккуратное, с красивыми домами, утопающими летом в зеленой кипени деревьев, с клумбами повсюду, что невольно хотелось сравнить его с картинкой. Только картинка была не лубочная, а живая, и все вокруг не показуха, а стиль жизни альдермышцев, который сложился очень давно.

История Альдермыша уходит в седую старину. Официально считается, что село образовано в XVI веке, доказательством чему служат могильные памятники, которые датируются 1561 годом. Но есть сведения о том, что Альдермыш был известен еще во времена расцвета Казанского ханства. Вот какое оно древнее!

О происхождении его названия есть разные версии. Одну из них поведала учительница географии и истории местной школы Илкай Рахимова:

— Есть легенда о том, что первыми поселились в этих местах братья Альдерми — в переводе значит люди бойкие, быстрые, предприимчивые, и нарекли после этого селение Альдермыш. Оно изначально было большое и богатое, окруженное со всех сторон густыми лесами, полными живности. В том числе и медведи тут бродили. Даже сегодня в некоторых наших семьях в качестве реликвий и талисманов хранят медвежьи когти. И прозвища в некоторых семьях остались — «аю» (медведь). Наверное, и в моем отчестве медведь замешан…

Илкай Аюповна — миловидная женщина с круглым, покрытым симпатичными веснушками лицом, с ямочками на щеках, со светлыми добрыми глазами. Она говорит неспешно, сдержанно, но чувствуется в этой женщине энергетика сильного и знающего человека. В самом деле, так много и подробно о родном селе, как Илкай Рахимова, в Альдермыше никто не расскажет.

— Коренными жителями нашего села в седой древности были марийцы, или, как их называли, черемисы, богатые и работящие, — рассказывает Илкай Аюповна. — Татары появились позже. Так и жили — в одном конце села марийцы, в другом — татары, но оба народа исповедовали ислам. До сих пор в некоторых названиях наших примечательных мест (например, оврагов) сохранились марийские названия: Раскован, Мари-баши. Но после захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году в эти места стали в большом количестве приходить татары из Казани.

На минуту прервав свой рассказ, задумавшись, словно оказавшись мысленно в далеком прошлом, Илкай Аюповна улыбнулась:

— Вот смотришь на жителей Альдермыша — явно есть в их лицах черты марийской нации — лицо круглое, волосы русые и волнистые… Когда-то наше село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них — медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом. Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в нашем селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал. А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. «А вы идите и увидите», — настоял старец. И люди впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше. Это крепкие и достойные семьи.

Илкай Рахимова хорошо осведомлена о своей родословной и может многое рассказать о родственниках многих поколений, чуть ли не с XV века, когда ее предки переселились на здешние земли из Буинского района.

— В старых документах мы не нашли сведений о том, что Альдермыш был крепостным селением, — продолжает Илкай Аюповна. — Видимо, местные крестьяне служили помещикам соседних деревень. Рядом с нами расположены такие русские помещичьи селения, как Мамонино, где правил помещик Мамон. А помещик Кудрявцев заправлял Каймарами. Эту усадьбу потом купили Баратынские. Даже Пушкин туда, говорят, приезжал. Может, и наш Альдермыш видел…

Уже вечером прощаюсь с гостеприимными жителями Альдермыша. И напоследок интересуюсь у Минзуфар Ибрагимовны: насколько реальные события отобразил Туфан Миннуллин в своей пьесе «Старик из деревни Альдермыш» и был ли прототип у необыкновенного старика?

Та улыбнулась загадочно:

— Может, да, а может, нет, кто знает… Но сила искусства и таланта такова, что иной придуманный автором эпизод вдруг становится реальностью. А по характеру, по цельности натуры у нас чуть не каждый старик мог бы послужить прототипом Альмандара.

Мила АРХАНГЕЛЬСКАЯ

Источник: газета «Республика Татарстан»

Озеро около Альдермыша, Дубай | Сайт посвященный туризму и путешествиям. Фотографии, описание местности, отчеты о походах, легенды, прошлое и настоящее.

Совсем недалеко от Казани есть историческое село Альдермыш (кстати, раньше там жили марийцы), а около этого села есть красивое озеро.
Расположено оно около дороги на Дубъязы, туда удобный подъезд, автомобильная стоянка и песчаный пляж.
Вокруг живописные перелески и поля.
Вход в озеро также песчаный и сравнительно чистая вода.
На карте название у озера – Дубай, хотя из отдыхающих никто его так не называют, обычно все говорят – озеро у Альдермыша.

 В жаркий день в большом городе неизменно возникает вопрос – где купаться? Ответим, что искупаться можно рядом с Казанью – это озеро около Альдермыша.

Там запружена небольшая речка, озеро тщательно вычищается, дно засыпано песком, вода добавляются из водопровода (артезианской скважины), купаться там хорошо в жару прохладно, только глубоко.
Котлован под озеро копаный, на берегу построена хорошая резиденция – комплекс зданий, а резиденция, если не ошибаюсь, премьера министра РТ.


Туда часто вертолётик лёгкий садится, и аквабайки воду рассекают.
Купаться можно практически всё лето, обычно в выходные народу много, зато в рабочий день обычно малолюдно.

К озеру удобно совершать велопоходы из Казани, вдоль русла Казанки, посещая интересные места в окрестностях Альдермыша и Каймар.

Озеро имеет длину 200-250 метров и ширину от 30 до 50 метров.
Озеро образовано запрудой на безымянной речушке, что берет начало буквально в 1,5 км. от самого озера, почти на водоразделе рек Казанка и Илеть (Петьялка).

Сама речушка является притоком речки Саинка, а речка Саинка, в свою очередь, приток реки Сула.
Река Сула впадает в Казанку в селе Усады Высокогорского района РТ.

Как доехать, где находится:
Озеро расположено на восток от села Альдермыш – в 3 км. от окраины населенного пункта, Высокогорский р-н РТ.
На карте обозначено как озеро Дубай.
 
Координаты:
56.012379,  49.195413 
От Казани следует ехать по трассе М-7 (со стороны Дербышек) в сторону моста через Казанку.
 Следует проехать село Щербаково, и повернуть направо в сторону села Дубъязы.
По дороге следует объехать деревню Яшь-Кёч, проехать мимо села Каймары,  и за 3-4 км. до Альдермыша повернуть по главной дороге влево, буквально сразу будет видна резиденция, а в лощине озеро.
Пляж и стоянка на другом берегу озера.


Доступ к озеру доступен всем, рыбалка летом запрещена.
По слухам – там разводят зеркального карпа.
На стоянке есть мусорные баки и туалет, в выходные даже продают шашлык.

Всем отдыхающим:
Просим не мусорить на берегу озера и ломать деревья!

 

СЕЛО АЛЬДЕРМЫШ

В названии села есть марийское слово: Алдыр и глагольное окончание: мыш (маш),

Алдыр - это большой ковш для разливания пива, обычно таким ритуальным ковшом разливали медовуху и пиво при праздновании марийских праздников, обычно весене-летнего цикла (например, Семык), таким образом, в названии Альдермыш - это место празднования определенного цикла марийских праздников. Что и закрепилось в названии.

В окрестностях Альдермыша  много марийских топонимов, например, Каймары (кай мари - то есть ушедшие марийцы). В названиях рек также есть финно-угорские корни (Ашит, Шешма и т.д.).

Уже позже татары выдвинули свою версию происхождения названия.                                               

 

АЛЬДЕРМЫШ (Ђлдермеш) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 12 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора.

На 2000 — 519 жит. (татары). Скот-во.

Ср. школа, дом культуры, б-ка.

 Осн. в период Казанского ханства.

 В дорев. источниках изв. также под назв. Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.

В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом.

В кон. 18 в. на средства казан. купца И.Апанаева в селе была выстроена дер. мечеть (сгорела в 1829, отстроена заново в 1832). При мечети действовал мектеб.

В нач. 20 в. в А. функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1741,1 дес.

До 1920 село входило в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.

Число жит.: в 1782 — 183 души муж. пола; в 1859 — 1161, в 1878 — 1065, в 1908 — 1083, в 1920 — 913, в 1926 — 1059, в 1938 — 1299, в 1949 — 889, в 1958 — 838, в 1970 — 787, в 1989 — 564 чел. А. — родина композитора Э.З.Бакирова.

 

 

 

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие

 

ВложениеРазмер
P1150613.JPG114.82 КБ
P1150621.JPG147 КБ
P1150625.JPG186.25 КБ
P1150630.JPG225.99 КБ
P1150642.JPG123.46 КБ
P1150644.JPG116.38 КБ

Альдермыш - Сайт vgora!

Статус:     Село Альдермыш

Дата основания:       12-13 век, Казанское ханство.

Муниципальное образование:     сельское поселение Альдермышское (центр муниципального образования). 

Входит в:     Высокогорский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  

Подчинение:     районное 

Население (чел.):      525 (2010г.)  

Почтовые индексы:     422711 

Телефонный код:     +7 84365 

Село имеет марийскую историю происхождения

В названии села есть марийское слово: Алдыр и глагольное окончание: мыш (маш),

Алдыр - это большой ковш для разливания пива, обычно таким ритуальным ковшом разливали медовуху и пиво при праздновании марийских праздников, обычно весене-летнего цикла (например, Семык), таким образом, в названии Альдермыш - это место празднования определенного цикла марийских праздников. Что и закрепилось в названии.

В окрестностях Альдермыша  много марийских топонимов, например, Каймары (кай мари - то есть ушедшие марийцы). В названиях рек также есть финно-угорские корни (Ашит, Шешма и т.д.).

 

Уже позже татары выдвинули свою версию происхождения названия.АЛЬДЕРМЫШ (Ђлдермеш).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 12 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора.

На 2000 — 519 жит. (татары). Скот-во.

Ср. школа, дом культуры, б-ка.

 Осн. в период Казанского ханства.

 В дорев. источниках изв. также под назв. Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.

В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом.

В кон. 18 в. на средства казан. купца И.Апанаева в селе была выстроена дер. мечеть (сгорела в 1829, отстроена заново в 1832). При мечети действовал мектеб.

В нач. 20 в. в А. функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1741,1 дес.

До 1920 село входило в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.

Число жит.: в 1782 — 183 души муж. пола; в 1859 — 1161, в 1878 — 1065, в 1908 — 1083, в 1920 — 913, в 1926 — 1059, в 1938 — 1299, в 1949 — 889, в 1958 — 838, в 1970 — 787, в 1989 — 564 чел. А. — родина композитора Э.З.Бакирова.

 ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА АЛЬДЕРМЫШ:

В конце XVIII века здесь на средства казанского купца Исмагила Апанаева была выстроена деревянная мечеть. В 1829 здание мечети сгорело. В 1832 на средства внука Исмагила Апанаева - Хасана Мусича Апанаева храм отстроили заново.

Именно это здание, обновлённое в 1899,сохранилось до сегодняшних дней. В начале XX века в махалле насчитывалось 553 прихожанина мужского пола,536 женского, проживавших в 183 домах.

   Село Альдермыш издревле славилось своими династиями священно - служителей, среди которых особо выделяется род Муртазы бин Нурмухамеда аль-Альдермеши. Один из его сыновей - Губайдулла в конце XVIII века исполнял обязанности имам-хатиба в родной деревне, другой сын - Абдулвагап был духовным наставником в д.Б.Айбаш и, наконец, третий его сын Хамид Муртазин - известен тем, что являлся старшим муллой сначала мечети №11,а затем и мечети №10 г.Казани.

   Мы не располагаем более пространными сведения о судьбе альдермышской веточки рода, однако, документы середины XIX века фиксируют здесь имена представителей другой династии мусульманских проповедников, восходящих к имаму Хасану бин Салимзяну бин Исхаку аль-Альдермыши.

Этот священнослужитель получил фундаментальное теологическое образование, проучившись несколько лет в медресе Хамида Исламова в д.Юртуш. На должности же муллы альдермышской мечети казанское губернское правление утвердило его 19 февраля 1844,выдав указ за №1117.

С 11 декабря 1872 состарившемуся Хасану Салимзянову в ведении служб начал помогать сын Абдрахман. Именно он после смерти отца в середине 80-х годов XIX века стал единоличным руководителем прихода.В 1895 в помощь Абдрахману хазрету был избран вторым имам-хатибом Габдулла Абдрахманович Салимзянов. В 1909 Габдулла мулла занял должность своего покойного отца и возглавил первую махаллю  с.Альдермыш. Здесь он проводил занятия в медресе,в котором обучалось 49 мальчиков и 45 девочек.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА АЛЬДЕРМЫШ:

В конце XVIII века здесь на средства казанского купца Исмагила Апанаева была выстроена деревянная мечеть. В 1829 здание мечети сгорело. В 1832 на средства внука Исмагила Апанаева - Хасана Мусича Апанаева храм отстроили заново.

Именно это здание, обновлённое в 1899,сохранилось до сегодняшних дней. В начале XX века в махалле насчитывалось 553 прихожанина мужского пола,536 женского, проживавших в 183 домах.

   Село Альдермыш издревле славилось своими династиями священно - служителей, среди которых особо выделяется род Муртазы бин Нурмухамеда аль-Альдермеши. Один из его сыновей - Губайдулла в конце XVIII века исполнял обязанности имам-хатиба в родной деревне, другой сын - Абдулвагап был духовным наставником в д.Б.Айбаш и, наконец, третий его сын Хамид Муртазин - известен тем, что являлся старшим муллой сначала мечети №11,а затем и мечети №10 г.Казани.

   Мы не располагаем более пространными сведения о судьбе альдермышской веточки рода, однако, документы середины XIX века фиксируют здесь имена представителей другой династии мусульманских проповедников, восходящих к имаму Хасану бин Салимзяну бин Исхаку аль-Альдермыши.

Этот священнослужитель получил фундаментальное теологическое образование, проучившись несколько лет в медресе Хамида Исламова в д.Юртуш. На должности же муллы альдермышской мечети казанское губернское правление утвердило его 19 февраля 1844,выдав указ за №1117.

С 11 декабря 1872 состарившемуся Хасану Салимзянову в ведении служб начал помогать сын Абдрахман. Именно он после смерти отца в середине 80-х годов XIX века стал единоличным руководителем прихода.В 1895 в помощь Абдрахману хазрету был избран вторым имам-хатибом Габдулла Абдрахманович Салимзянов. В 1909 Габдулла мулла занял должность своего покойного отца и возглавил первую махаллю  с.Альдермыш. Здесь он проводил занятия в медресе,в котором обучалось 49 мальчиков и 45 девочек.

В деревне Альдермеш нет теперь Альмандара-бабая

28 мая 2012 года после тяжелой болезни на 84-м году жизни скончался выдающийся татарский актер Шаукат Биктимиров.

Прощание с  Шаукатом Биктимировым, народным артистом СССР, народным артистом РСФСР, народным артистом ТАССР, лауреатом Государственной премии России  им. К.Станиславского, Государственной премии Татарстана  им. Г. Тукая  проходило  29 мая в Татарском академическом театре имени  Г. Камала, на сцене, которой он отдал много лет своей жизни.

Зрительный зал был полон. Проститься с Шаукатом Хасановичем пришли два президента: первый  - М. Шаймиев и действующий - Р. Минниханов, Председатель Государственного Совета РТ Ф. Мухаметшин и другие должностные лица, деятели культуры и искусства республики, многочисленные поклонники его таланта. Вела траурную церемонию заместитель Председателя республиканского парламента Р. Ратникова. «Не только театральная общественность, вся республика, весь татарский народ понесли тяжелую утрату, -   сказал Президент Татарстана Р. Минниханов, добавив, что актер - его  земляк. - Образы, созданные Шаукатом Биктемировым, народ никогда не забудет. Его имя будет увековечено», - подчеркнул Р. Минниханов.

Фото с сайта агентства "Татар-информ"

«Шаукат Биктимиров для всего народа нашей республики является воплощением чести, совести, стойкости духа всего нашего народа. Это пример для всех нас и вчера, и сегодня, и на будущее», - отметил Государственный советник РТ М. Шаймиев.

Глава Сабинского района РТ Р. Минниханов говорил о том, что актер любил свою деревню Мингер и земляки отвечали ему взаимностью.

Со словами прощания также выступили коллеги актера: актриса Камаловского театра Н.  Гараева, художественный руководитель Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова А.  Славутский.  Р. Шарафиев  вспомнил, как они играли в  спектакле «Старик из деревни Альдермеш», вызвав добрые улыбки в зале.  

«Самое большое богатство Биктимирова – его обаяние», -  подчеркнул он. Говорили много добрых и искренних слов. На татарском и русском языках. Называли человеком-легендой, корифеем татарской сцены.

И не было в этих словах никакого преувеличения.  Было горестно сознавать, что Камаловский театр одного за другим хоронит тех, кто делал этот театр знаменитым. Сначала  - Ш. Закиров,  директор, потом Т. Миннуллин,  автор многих пьес, идущих на этой сцене. Теперь вот - Ш. Биктимиров.

Было грустно от того, что уходит в небытие последний народный артист Советского Союза, а их было в нашей республике всего 9.  Впрочем, почему в небытие? Таких не забывают!

Выпускник самого первого курса Казанского театрального училища, безмерно любимый народом, Шаукат Биктимиров отдал родному Камаловскому театру более полувека. Его Альмандар из деревни Альдермеш (спектакль «Старик из деревни Альдермеш» Т.Миннуллина, 1976) стал символом татарского народа, вобравшим лучшие качества его соотечественников.

Образ Альмандара - явление национальной сцены, воплощение душевного и духовного здоровья татарской нации, ее жизнестойкости и совестливости. За образ старика из народа – мудрого, душевного, жизнелюбивого, бесконечно влюбленного в родную землю и очень похожего на самого актера  -  Ш. Биктимирову была присуждена Государственная премия Российской Федерации им. К. Станиславского.

Не так много спектаклей-долгожителей. Это был именно такой спектакль. 33 года шел он на сцене Камаловского театра. Не могу представить в этой роли  кого-то другого. В деревне Альдермеш нет теперь Альмандара-бабая...

Шаукат Биктимиров (можно встретить и другую транскрипцию фамилии - Биктемиров), как он сам рассказывал, «случайно» родился в Казани (мама приехала в Казань в гости и здесь же родила).  Это случилось 28 октября 1928 года. Он вырос в деревне  Мангар Сабинского района Татарстана. После окончания в 1949 году Казанского театрального училища (тогда он назывался техникумом) был принят в труппу Татарского академического театра им. Г.Камала.

Шаукат Хасанович  был крупной многогранной творческой личностью. Мастером современной сцены, вобравшим в себя лучшие традиции татарской актерской школы – психологизм, глубокое проникновение в суть характера. При лаконизме выразительных средств он умел создавать необыкновенную достоверность характеров, которые представлял на сцене. Почти не пользовался гримом, тем не менее в каждой роли  был своеобразным и неповторимым.

Как вспоминают люди, знавшие его, уже в первые годы работы в Камаловском театре проявилась творческая индивидуальность актера – мягкая, лирическая, задушевная простота.

Газета «Казанские ведомости» дала список ролей Шауката Биктимирова: Нургали – «Потоки» Т.Гиззата Мелузов – «Таланты и поклонники» А.Островского Дульчин – «Последняя жертва» А.Островского Кнуров – «Бесприданница» А.Островского Галин – «Габбас Галин» Ш.Камала Загит – «Братья Тагировы» Ф.Хусни Байтимер – «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова Хамит – «Первые цветы» К.Тинчурина Ишан – «Голубая шаль» К.Тинчурина Талгат – «Первая любовь» Х.Вахита Ленин – «Третья патетическая» Н.Погодина Ислам – «Приехала мама» Ш.Хусаинова Кривохатский – «Одна ночь» Б.Горбатова Фаюнин – «Нашествие» Л.Леонова Канкаев – «Бахтияр Канкаев» Т.Миннуллина Палач – «У совести вариантов нет» Т.Миннуллина Хасан Акчурин – «Мы уходим, вы остаетесь» Т.Миннуллина Сибгат – «Конокрад» Т.Миннуллина Нурхамат – «Ильгизар + Вера» Т.Миннуллина Зариф – «Здесь родились, здесь возмужали» Т.Миннуллина Нурислам – «Дружеский разговор» Т.Миннуллина Шахит – «Прощайте» Т.Миннуллинп Туктамыш хан – «Идегей» Ю.Сафиуллина Семенов – «Как звезды в небе» по М.Горькому Дорозуар – «Станция Шамбоде» Э.Лабиша Чмутин – «Ретро» А.Галина Пастор Мандерс – «Привидения» Г.Ибсена.

И это не все его работы. Как видим, он играл в самых разных спектаклях самых разных авторов: татарских, русских, зарубежных.

На поминальной церемонии Р. Шарафиев отметил, что его другу было подвластно все: он был естественен в комедии, драме, траги-фарсе. Работал много. Больше 130 ролей в театре. Три роли в кино: 2005 год – «Зулейха», 2004 год – «Куктау», 1975 год – «Клад».

Кстати, фильмы можно скачать в Интернете.

10 ноября 2008 года в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала состоялся юбилейный вечер Шауката Биктимирова, посвященный 80-летию актера. Поздравить юбиляра пришли Президент Татарстана М. Шаймиев и Председатель Государственного Совета РТ  Ф. Мухаметшин с супругами, заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры З.  Валеева, депутаты республиканского парламента, коллеги из других театров, почитатели его таланта. Актеры Камаловского театра показали эпизоды из спектаклей, в которых играл Шукат Хасанович.

 

Шаукат Биктимиров принимает поздравления Президента М. Шаймиева

«Сегодняшний юбилей – радостное событие. Мы рады тому, что у Татарстана есть такой актер, – отметил в своем выступлении М. Шаймиев. – Для республики – это настоящий подарок, – добавил он. – Люди по-разному воспринимают образы, созданные актером. Я бы отметил улыбку, свойственную только тебе – чудесную улыбку».

М. Шаймиев наградил актера орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».

В 2012 году 27 марта, в День театра, Шауката Хасановича наградили новой республиканской премией «Тантана» («Триумф») в номинации «За честь и достоинство». Как пишет Т. Мамаева в газете «БИЗНЕС online», это была единственная номинация, при принятии решения по которой жюри было единодушно.

Вручать премию на торжестве в Камаловском театре пришлось сыну – Биктимиров был в это время в больнице. Когда на экране пошли кадры с Шаукатом Хасановичем, зал в одном порыве встал. И лучшей характеристики его роли в казанском театральном искусстве быть не может.

Фото Владимира Зотова

«Его герои всегда твердо стоят на земле. Они все, за редким исключением, очень земные, простые, даже прозаические. Характеры, создаваемые Биктимировым, сразу принимаешь, как своих хороших знакомых», – писала давний исследователь Камаловского театра Ильтани Илялова. В рубрике «Читальный зал» мы разместили ее очерк о Шаукате Биктимирове, написанный для книги «Народные артисты» (1980).

Шаукат Хасанович Биктимиров похоронен на татарском кладбище Ново-Татарской слободы.

Старик из деревни Альдермеш: mamonino — LiveJournal

mamonino (mamonino) wrote,
mamonino
mamonino
Category: Очень давно искал этот спектакль, нигде не мог найти. Помог kabalka - честь ему и хвала! ))
Татарское название - Элдермештэн Элмэндэр.
Старик из деревни Альдермеш (Тот самый Альдермыш, про который я писал ТУТ.

Грустная комедия в двух действиях. К сожалению,
БЕЗ ПЕРЕВОДА НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
Краткое содержание: небесные силы посылают смерть к старику Альмандару, которому стукнуло 91 год, якобы ему пора умереть. Смерть приходит к старику, мол, давай, ставь вот сюда подпись, и я тебя унесу. Старик оказывается очень жизнелюбивым, жизнеспособным, веселым, любящим женщин человеком, и всячески пытается отсрочить свой уход из жизни. То могилу говорит, надо подготовить, то жениться хочу, мол, то медовухой спаивает смерть. В итоге смерть сам зауважал Альмандара, и стал сам выискивать пути, чтобы оставить его жить (а эту смерть обязывает забрать старика начальство свыше). В итоге, смерть дарит старику еще одну ночь, чтобы забрать его на рассвете. И за эту ночь старик собирает всех своих близких на своеобразные посиделки-попрощалки.
Мощная игра актеров. Временами вышибает слезу, временами ухохочешься.
Краткая информация по спектаклю.
Автор - Туфан Миннуллин
Постановка М.Салимжанова
Художник А.Закиров
Композитор А.Монасыпов
В ролях:
Альмандар - Ш.Биктемиров
Искандер - И.Багманов
Уммия - Н.Ихсанова
Хэмдебану - Р.Зиганшина
Гульфира - Р.Мотыгуллина
Юзумбикэ - Р.Мотыгуллина
Ильсур - А.Ишмуратова
Мансур - Г.Шарафеев
Смерть - Р.Шарафеев
Азраиль - А.Хафизов
Ангел - Н.Ибрагимова
TVRip с телеканала ТНВ. Выложил я его на rutracker, а админ тут же закрыл раздачу - оказывается, нельзя раздавать без перевода ((. Хорошо, что есть http://nnm-club.ru, который это позволяет: СКАЧАТЬ
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Старик Альмандар из деревни Альдермеш

Чем полюбился татарам образ старика Альмандара, созданный на сцене казанского Камаловского театра тремя выдающимися художниками - драматургом Туфаном Миннуллиным, режиссёром Марселем Салимжановым и народным артистом СССР Шаукатом Биктемировым?

В репертуаре Татарского академического театра имени Галиаскара Камала уже более двадцати лет идёт комедия живого классика нашей национальной драматургии Туфана Миннуллина "Альмандар из Альдермеш". Камаловцы возят этот спектакль по российским городам и весям как своего рода визитную карточку и театра, и всей татарской культуры. Старика Альмандара, перехитрившего даже Смерть, хорошо знают татары - и не только татары! - и в Тюмени, и в Донбассе, и в Финляндии, и в Турции. Многие ходят на спектакль по несколько раз...
Секрет феноменального успеха, думается, не только в замечательной режиссуре ныне покойного Марселя Салимжанова, поставившего комедию. И не только в удивительно точном попадании Салимжанова в выборе актёров, исполняющих главные роли: Альмандара играет без дублёров один из старейших артистов камаловского театра, народный артист СССР Шаукат Биктемиров, Смерть - признанный татарский комик Равиль Шарафиев. Не играют, а живут на сцене!
И всё-таки главный секрет успеха, видимо, заключается в удивительной узнаваемости образа старика Альмандара, хитроумного и смешливого, сомневающегося и не перестающего радоваться жизни даже в свои преклонные лета. С таким татарином каждый из нас или жил по соседству, или когда-нибудь встречался. Какие-то его черты знакомы нам по сказкам о доблестном и умном Камыр батыре, о загадочной Водяной...
Драматург Туфан Миннуллин говорит, что старик Альмандар - образ собирательный, что-то вроде Василия Тёркина Твардовского, и что цель он ставил перед собой немалую: воплотить суть национального татарского характера. И это удалось.
Учёные утверждают, что понятие "национальный характер" - условно, это своего рода метафора, а потому относиться к этому понятию следует с осторожностью. Но к таким рекомендациям не часто прислушиваются. И потому чуть ли не все мы пытаемся так или иначе "разгадать" характер своего народа, по случаю перемыть косточки другим народам.
Профессор Казанского университета Карл Фукс тоже более полутораста лет назад "препарировал" татарский характер: "Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещены, почти несуеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства, во всём умеренны и довольно трудолюбивы... Довольно злопамятны и мстительны, но охотно подают милостыню и часто помогают в случае несчастья своим товарищам... Татары хитры, плутоваты и удивительно наклонны к воровству..."
С положительными характеристиками Карла Фукса едва ли не каждый прочитавший его суждения татарин охотно согласится, об отрицательных не только татары, но и многие из долго живущих среди татар иноплеменников непременно и сразу же заспорят: с чего это взял немец - хвастливы, злопамятны, а уж о наклонности к воровству совсем зря говорит.
Но вот не частные наблюдения, а обобщения, которые всегда свойственны народным пословицам. Татары говорят: "Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу", "У татарина на коне нет отца родного", "Ум татарина пробуждается задним числом", "Татарин нажрётся и уйдёт, да и спасибо не скажет"... Однако и у русских, и у немцев, и у китайцев немало пословиц, в которых народ сам к себе строг и даже чересчур привередлив. К тому же пословицы - это память далёких веков.
Так где же искать сегодня "человеческий материал", сохранивший черты "настоящего татарина", если и литературные наблюдения, и даже фольклор - не истина в последней инстанции? На селе, где ещё жив незасоренный татарский язык, где, как и много лет назад, в семьях трепетно относятся к старшим, где, роняя слёзы от переполняющих чувств, поют и пляшут под гармонь "Аллюки"? "Есть аул вблизи Казани по названию Кырлай..." Или, быть может, в мечети, куда, надевая блестящие калоши и белоснежную шаль с кистями, спешит прекрасная в свои 90, удивительно ухоженная, чистенькая абыстай - какая-нибудь Сария аби? А может, на Сабантуе - там, где мужчины, обливаясь потом, напрягаясь так, что жилы проступают на лбу, бьются за право называться главным батыром праздника? Или лучше пройтись с томиком Тукая по торговым рядам базара, пусть и не Сенного? Как там у поэта:

Эти покупают, те вон продают
Кто-то надувает, кто-то сам надут.
На Сенном базаре вечно, братцы, так:
О своей поживе тут печётся всяк".
Ведь какие торговцы из татар и сегодня!..

В разные времена учёные, поэты, мыслители старались и ныне стремятся понять истоки и суть татарского характера, обращая взор к многовековому прошлому своего народа - народа, который испокон веков не хотел второстепенных ролей в этом мире, а лез в самую гущу событий. То ли в отместку за это, то ли испытывая на прочность и долготерпение, его величество Время бросало этот народ в самое пекло истории. Не отсюда ли произрастает то, что Лев Гумилёв, если бы жил он сегодня и видел усилия нынешних татар по сохранению своей культурной самобытности, назвал бы "волей к сохранению исторической судьбы"?
Узкоглазые, широкоскулые, низкорослые - упрямые дети Великой степи. Такими представляют себе своих предков одни из нас. Для других, вспоминающих о корнях булгарских, они - голубоглазые и статные волгари. И те, и другие, и прочие ищут истоки татарского характера в событиях далекой старины, полагая, что именно там характер сформировался и закалился, стал таким, каков он есть сегодня. Старик Альмандар - одно из множества проявлений этого характера. И не из прошлого он, этот старик, а сегодняшний, живёт среди нас. Только лучше многих из нас.

www.tatmir.ru

20.07.2003

Вандермар | WarCraft III Вики

Деревня Вандермар на карте

Вандермар - небольшая деревня в Лордероне, расположенная к северо-востоку от озера Лордамер возле города Лордерон.

Деревня Вандермар

Во время Третьей войны многие члены Культа Проклятых прятались в деревне Вандермар. Деревня была в безопасности от агрессоров (за исключением горстки разбойников), и в течение долгого периода времени деревня Вандермар оставалась невредимой, пока Плеть охватывала Лордерон.

Вернувшись из Нортренда и убив своего отца, Артес Менетил был вызван Тикондрусом на окраину деревни Вандермар. Тикондрус поручил Артесу собрать членов Культа Проклятых, чтобы воскресить Кел-Тузеда. Артес собрал Культ Проклятых, в процессе уничтожив деревню. Во время битв с гарнизоном Вандермара Артес укрепил свои силы, воскрешая мертвые тела, недавно заложенные на кладбище в деревне Вандермар. Таким образом, это была первая деревня в Восточных Королевствах, которую он уничтожил.

Деревня Вандермар отсутствует в World of Warcraft в любой опознаваемой форме. Учитывая её относительное положение на картах Warcraft III, она, вероятно, будет либо в восточной части Тирисфальских лесов, северной части Альтеракских гор, либо в части западных Чумных земель к западу от Андорала. В другой версии карты Warcraft III, которая видна в печатном руководстве, но не в самой игре (где Брилл находится к югу от Андорала), Брилл находится в том же месте, что и деревня Вандермар.

Известно, что местоположения нескольких поселений в Warcraft III, такие как Брилл, значительно отличаются от их позиций в World of Warcraft, поэтому возможно, что эта деревня находится в другом месте или же, она была полностью уничтожена армией Плети или Пылающим Легионом.


Смотрите также

Описание: