Акулькина могила где находится
Пермская легенда: могила проклятой дочери
События, о которых повествует легенда, произошли на одном из самых старых кладбищ города Перми, а конкретно Егошихинском кладбище 17 века. С одной его стороны протекает река Стикс, названная в честь мифической реки, отделяющей мир мертвых от мира живых, и через которую Харон перевозил души умерших в Аид. А 17 тысяч лет назад в районе Стикса располагалась стоянка людей палеолита.
На Егошихинском кладбище находится очень загадочная могила, которая получила в народе название «Могила проклятой дочери».
Но на самом деле могил было две. Метрах в полутора-двух от правого дальнего угла церкви Успения Божьей матери (Старокладбищенская) на Егошихинском кладбище (если стоять прямо перед входом) была могила с надгробием в виде круглой плоской плиты с изображённой на ней девочки со змеёй. Сейчас этого надгробия нет, исчезло неизвестно куда в конце 60-х или начале 70-х, но люди все еще его помнят. До сих пор в крупные церковные праздники, когда на кладбище много народу, кто-нибудь подходит к этому месту и показывает присутствующим, где была эта могила.
Чем же была примечательна эта могила, кроме необычного надгробия? А тем, что надпись на могильной плите гласила:
«Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью».
Итак, сама история.
У одной женщины был взрослый сын, и уж как там у них произошло, история умалчивает, но совершили они грех кровосмешения. А на следующий день сын от стыда подальше уехал в Пермскую губернию, да и остался там надолго. А мать его втайне от всех родила через 9 месяцев девочку. Роды принимала её подруга-соседка. Ей-то во время родов и призналась женщина, кто отец ее ребенка. Призналась, да и умерла. А незамужняя и бездетная соседка взяла девочку на воспитание и растила ее как собственную дочь. Никогда никому она правду о том, чей это ребенок не рассказывала.
А этот сын, так и оставшись холостяком, добился больших успехов в карьере. Дослужился даже до земского исправника (глава полиции в уезде в Российской империи). И решил он как-то приехать на родину по каким-то своим делам.
Приехав, он встретил красавицу, подросшую "дочь" соседки. Влюбился сразу. Разница в возрасте тогда никого не смущала, как впрочем и сейчас. Побоялась тогда эта соседка сказать ему, что это дочь его матери и его самого. И через год назначили свадьбу. Любили они друг друга безумно, вскоре у них родилась прехорошенькая дочка, но к ужасу исправника - жена умирает при родах, как и её родная мать. Может медицина тогда не та была, и люди умирали пачками, а может это расплата за грех кровосмешения, или генетические особенности проявились.
Горевал исправник долго, потом постепенно успокоился. Ведь вместо жены у него осталась красавица дочка. Время шло, дочь подросла. Не мог отец нарадоваться на нее, очень сильно он её любил. Задаривал игрушками да сладостями, в роскоши и заботе росла девочка. До тех пор пока не исполнилось ей шесть лет.
И вот однажды получает исправник письмо от "матери" умершей жены, в котором написано было, что умирает она и хочет перед смертью открыть ему какую-то очень страшную тайну. Не мог исправник не выполнить последнюю просьбу тещи, да и интересно ему стало, что за тайна такая и, отложив все свои дела, поехал к ней.
Вернулся он домой чернее-черного, с обезумевшим взглядом, осунулся и постарел. Никому ничего не рассказал, только сверлил ненавидящим взглядом дочку-красавицу.
Правда говорят, что от любви до ненависти один шаг, возненавидел он дочь свою лютой ненавистью. Выгнал ее из дома, если бы не сердобольная прислуга, которая прятала девочку в своих комнатах, то она бы так одна на улице и осталась.
Все вещи девочки приказал сжечь, а сам закрылся в комнате и начал безумствовать, гулять и пить. Остановился он только тогда, когда ему сообщили о смерти его ненавистной дочери. (От чего умерла она, никто не знает, но Пермские краеведы выяснили в архивных документах, что причиной смерти указано было воспаление легких.)
Придя в себя, исправник приказал похоронить дочь за оградой церкви. Прямо на дороге, ведущей к кладбищу. Чтобы все пришедшие помянуть близких на кладбище, вечно топтали ее могилу ногами. Вместо надгробия положили чугунную плиту с изображением змеи, кусающей себя за хвост, а посередине было изображение испанской железной маски. (В геральдике символ использовался как знак перенесенной боли и страданий.) На плите была нанесена надпись:
«Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года».
Когда эта странная плита была установлена, исправник при всех проклял свою дочь и ее могилу. Добавив, что змея, кусающая свой хвост, должна будет охранять вечность этого проклятия. И когда ноги людей сотрут изображение надгробия, то проклятье спадет.
После этого он заказал еще одну такую же плиту с изображением змеи, кусающей себя за хвост и испанской маской посередине.
Только надпись отличалась, и написано там было:
«Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью».
Затем приказал похоронить его в одной могиле с женой под этой плитой. А после этого покончил с собой. Просьбу исправника выполнили, и именно тогда появились на Егошинхинском кладбище города Перми две эти странные могилы. Могила родителей проклятой дочери куда-то исчезла в 60-х или 70-ых годах двадцатого века. А могила их дочери сохранилась.
В разное время о загадочной могиле писали Авенир Крашенинников, Юрий Липатников, Леонид Юзефович. Аркадий Гайдар, когда проживал в Перми, тоже заинтересовался местной легендой и написал рассказ, который так и назвал «Проклятая дочь». В рассказе Аркадия Гайдара «Проклятая дочь» услышанная и описанная им легенда выглядит весьма правдоподобно. Вот только Аркадий Петрович несколько исказил факты, изменив дату смерти и имя на надгробии, а также не указав истинный возраст девочки.
Сейчас могила проклятой дочери существует до сих пор. А неприкаянная душа девочки, по легенде, с тех пор плачет по ночам. Каждый может лично увидеть могилу проклятой дочери в Перми по адресу: г. Пермь, ул. Тихая,23
Егошихинское кладбище в Перми: где находится, история
Егошихинское кладбище в Перми находится в Мотовилихинском районе. Погода в воскресный день удалась на славу. Мы решили не терять время зря и воспользоваться подходящими погодными условиями. Сели на велосипеды и поехали изучать Мотовилиху).
СодержаниеПоказать
Егошихинское кладбище в Перми
С которой и началось зарождение Перми. Когда-то в этой местности была стоянка древних людей. И называлась она Егошиха, по имени одноименной речки, протекавшей рядом.
Теперь на этом месте автозаправка. Находится рядом с северной дамбой. Между речками Егошиха и Стикс расположено Егошихинское кладбище (Ягошихинский некрополь).
Которое таит свои тайны и секреты. По его окрестностям мы и проехали. Перед кладбищем находится внушительных размеров мемориал, носящий название "Скорбящая".
Обновленные надгробия
Чуть левеее мемориала можно увидеть обновленные надгробия. Едем вглубь. Чуть дальше стоит памятник жертвам политических репрессий. Звонница с набатным колоколом. Рядом установлены две стелы.
На территории кладбища в разные времена были похоронены люди различных национальностей. Православные, мусульмане, католики, иудеи, лютеране.
Памятник жертвам политических репрессий
Памятник жертвам политических репрессий
Далее можно увидеть церковь Успения Божьей матери. Здание было воздвигнуто в 1905 году. Проходящие мимо люди останавливаются перед ней и крестятся.
Церковь Успения Божьей матери
Церковь Успения Божьей матери
Церковь Успения Божьей матери
Справа от нее установлен информационный щит со схемой кладбища и расположением зданий на его территории. Рядом с церковью расположено надгробие с самой жуткой легендой.

Информационный щит
Информационный щит
Известной и за пределами Перми. Чугунная плита с необычным образом. По преданиям здесь покоится дочь начальника пермской полиции.
Он в юношеские годы переспал со своей матерью, которой напомнил погибшего мужа. После этой истории уехал в Москву. Через 9 месяцев она родила дочку и нарекла её Таисеей.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен - ПермячOk!
Узнавайте первыми об истории родного города!
Женщина скончалась после родов. Вскоре за ней серьезно заболела её приемная мать. Которая и рассказала отцу девочки, кем она ему приходится.
Разъяренный отец выгнал дочь на мороз и через некоторое время она тоже скончалась от пневмонии. Узнав о её смерти он приказал изготовить два надгробия и покончил с собой.
Могила проклятой дочери
Могила проклятой дочери
Могила проклятой дочери
Здесь же рядом находится будка приветливого охранника. Он нам любезно подсказал, что если проехать по тропинке справа, то можно за ограждениями в лесу увидеть еще одну церковь. Туда мы дальше и направились.
К ней ведет небольшая тропинка. Мы сразу ощутили неприятный, "своеобразный запах" и присущую для такого места атмосферу. Правее стоят очень старые, ржавые и покосившиеся памятники. На которые дунь и они рассыпятся.
От такой обстановки стало крайне неуютно) Время было уже вечернее, смеркалось. Впереди нас ждало старенькое величественное здание. Храм Всех Святых построен в 1780 году.
Здание ограждено металлическим забором. Стиль русский классицизм. Представляет собой ротонду с куполом и портиками. Храм сохранился до наших времен практически в неизменном виде.
На этом месте мы и завершили свою поездку и отправились обратно. Перед северной дамбой увидели деревянные таблички с надписью "Тропа к Егошихе". Тропинка ведет к речке Егошиха.

Егошихинская тропа
Могила проклятой дочери в Перми. Страшные истории
Егошихинский некрополь – старейшее кладбище, расположенное в городской черте города Перми. Оно было основано во второй половине XVIII века и по праву считается историческим памятником, так как является ровесником областного центра. Место, где люди обрели свой вечный покой, способно рассказать не только о том, как развивался город, но и многое поведать о самих жителях, об их образе жизни, традициях. Как и многие старинные кладбища, Егошихинский некрополь имеет колоссальное количество всевозможных легенд, загадок. Но самой мистической считается так называемая могила «проклятой дочери», мифы и страшные истории о которой живут и по сей день.

Где находится захоронение
Если вы решитесь посетить это место, пропитанное мистикой, но не знаете где находится могила проклятой дочери, то первым делом необходимо приехать в Пермь. В городской черте расположено старое Егошихинское кладбище, на территории которого стоит Успенская церковь. Недалеко от дальнего правового угла церковного забора есть надгробье, имеющее довольно странный и очень пугающий вид: железная испанская маска с пустыми глазницами и жутким оскалом, находящаяся внутри кольца, которое образовывает змея, пожирающая себя с хвоста. На надгробье также есть надпись, указывающая на человека, который погребён под плитой с маской: «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года».
Большинство местных жителей, которые помнят, как в середине XX века выглядела могила проклятой дочери в Перми, утверждают, что рядом с ней было ещё одно надгробье с надписью: «Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью». Именно эти строки породили немало историй и слухов. На сегодняшний день существует несколько легенд о пермской могиле проклятой дочери.

Первая легенда
Страшная история могилы проклятой дочери в Перми началась тогда, когда жила одна барышня, у которой был сын. Когда тот вырос, они совершили страшный грех, после которого родственная кровь смешалась. Не выдержав стыда, мужчина собрал свои вещи и покинул родной дом, устремившись в Пермскую губернию, где прожил многие годы. Сама барышня никуда не уезжала, а через девять месяцев родила дочку. Роды были очень тяжёлыми и поэтому пришлось обратиться за помощью к соседке, которой удалось спасти ребёнка. Однако сама женщина, совершившая грех с сыном, умерла, а перед смертью успела рассказать всю правду своей соседке.
Принимавшая роды девушка не стала разглашать ужасную тайну, а ребёнка решила оставить себе, так как не имела ни мужа, ни собственных детей. Девочку она растила в любви, окружив её заботой и лаской, не дав ни единого повода задуматься о том, что она не является родной матерью.

Возвращение непутёвого сына
Уехавший в губернию сын, смог добиться невообразимых успехов и дослужиться до главы местной полиции, однако семью так и не завёл. Будучи холостяком, ему пришлось вернуться в родные края по очень важным делам. Приехав, он встретил прекрасную девицу, которая воспитывалась женщиной, проживающей недалеко от отчего дома. Он влюбился в неё без памяти. Соседка испугалась рассказать всю правду полицейскому и не стала вмешиваться в отношения, которые через год закончились свадьбой. Девушка забеременела и родила супругу, который являлся ей родным братом и отцом, девочку, а при родах скончалась.
Отец и дочь
После смерти любимой супруги, полицейский, вернувшийся из губернии, долго горевал. Единственным утешением для него оставалась маленькая дочь, для которой он делал абсолютно всё. Когда малышке исполнилось шесть лет, мужчина получил известие от тёщи, которая просила его явиться на серьёзный разговор. Как оказалось, женщина находилась при смерти и была готова рассказать всю ужасную правду, которую хранила долгие годы. Услышанные слова огорошили полицейского, который вернулся домой в ярости и выгнал свою маленькую дочь из дому. Будучи не в себе, он уничтожил в печи все её вещи. Мужчина постепенно сходил с ума. Он пьянствовал и вёл аморальный образ жизни до тех пор, пока не узнал о том, что его дочь умерла от пневмонии.
Проклятье

Когда тело девочки принесли в дом, мужчина приказал похоронить её у тропы, ведущей на Егошихинское кладбище в Перми. Могилу проклятой дочери должны были топтать все те, кто заходит на территорию некрополя. Затем полицейский заказал ужасное надгробье, являющееся своеобразной печатью, под которой должно вечно храниться проклятие, сказанное им прилюдно на похоронах.
Вернувшись с похорон, мужчина оставил завещание, в котором велел похоронить его рядом со своей супругой и установить не менее странный памятник. Затем он застрелился, а его воля была исполнена.
После всех этих жутких событий, к могиле проклятой дочери в Перми люди начали относиться с опасением, боясь потревожить не только душу усопшей девочки, но и стать жертвой проклятья, которое было наложено ещё в XVIII веке.
Вторая легенда
История могилы проклятой дочери в Перми настолько запутанная, что истина вряд ли будет установлена. Согласной другой версии, у исправника (полицейского) не было грешных связей со своей матерью. После того как он вернулся в родные края, мужчина закрутил роман с местной женщиной, которая самостоятельно воспитывала дочь по имени Таисия. Однако любвеобильный исправник не пожелал связывать свою жизнь со взрослой женщиной и предпочёл взять в жёны её дочь.
Несмотря на гнев тёщи, полицейский больше года прожил с молодой Таисией, которая родила ему ребёнка, а при родах скончалась. Убитый горем мужчина назвал новорожденную девочку именем матери, но бабка не захотела признавать внучку и прокляла её. В порыве ярости женщина воскликнула: «Пусть змея удавится своим грехом!».

Когда Таисии было шесть лет, она умерла от воспаления лёгких, а бабка заказала ужасную надгробную плиту и сделала своё проклятье вечным, похоронив ребёнка у дороги на кладбище. Таким образом, согласно одной из версий, появилась в Перми могила проклятой дочери.
История третья

Исправник (полицейский) Александр Девеллия был настоящим красавцем и любил внимание со стороны прекрасной половины человечества. Однажды его внебрачные отношения закончились тем, что молодая любовница забеременела. Выносив ребёнка, она скончалась при родах.
Мужчина, будучи человеком чести, не побоялся во всём признаться супруге и забрал дитя к себе в семью. Мачеха с первого дня возненавидела ребёнка и проклинала его каждый день жизни. А когда малышка умерла от пневмонии, разъярённая мачеха заказа ужасное надгробье и захоронила тело перед входом на кладбище. Эта версия появления могилы проклятой дочери в Перми является наиболее правдоподобной.
Егошихинское кладбище: место, где живёт мистика
Среди местного населения давно гуляют нехорошие слухи о старом некрополе, на котором расположена странная могила с телом маленькой Таисии. Практически все говорят о том, что даже в самую сильную жару, земля здесь никогда не прогревается и остаётся холодной. Местные жители уверены, что это скорбь духов леденит её.

Среди множества странных и довольно жутких историй гуляет легенда о том, что здесь похоронен блаженный монах, который был ограблен и жестоко убит. Именно он является хранителем кладбищенского покоя, прогоняя всех тех, кто пришёл с дурными намерениями. Если верить слухам, то Чёрный Монах всегда появляется из-за спины и кладёт свою холодную руку на плечо того, кто ему не нравится.
Порой даёт о себе знать и Белая Дама, которую никто и никогда не видел, но голос её нередко слышат в тот момент, когда над кладбищем нависает густой туман. Большинство из тех, кому приходилось слышать голос Белой Дамы, говорят о том, что он довольно милый. Слыша его, появляется непонятное желание бросить всё и идти ему навстречу. Даже если не брать во внимание все эти невероятные легенды и истории, стоит только войти на Егошихинское кладбище, как моментально чувствуется тяжёлая, неприятная энергетика, которая словно окутывает вас со всех сторон, погружая во мрак. Вот кому всё равно на то, кто лежит в могиле проклятой дочери и кто такой этот Чёрный Монах, – местные бродяги, которые облюбовали это неспокойное место и живут здесь уже долгие годы.
Гробница Александра Македонского — Википедия

Гробница Александра Македонского была воздвигнута в самом конце IV века до н. э. По одной из наиболее распространенных версий, тело полководца положили после его смерти (323 г. до н. э.) в золотой гроб и наполнили его мёдом. Сначала гроб доставили в Мемфис, затем в египетскую Александрию, где он и находился до конца периода античности, после чего исчез.
На обычай обмазывать мёдом мертвых в Вавилоне указывает еще Геродот: «Покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковые с египетскими»[1].
Считается, что гробницу Александра посещали знаменитые римляне Гней Помпей Великий, Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Калигула и Каракалла. Раскопки мраморной усыпальницы рядом с древним Амфиполем дают основания считать, что усыпальница могла строиться для тела Александра[2].
К тому же, существует так называемый Саркофаг Александра, который на самом деле является саркофагом сидонского царя Абдалонима. Своё условное название он получил благодаря изображению на одном из фризов конного воина, который сражается с персами в так называемом «львином шлеме», в котором видят Александра Македонского.
Реконструкция катафалка Александра по описанию ДиодораБиограф Александра Македонского Псевдо-Каллисфен писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в Сиве, где жрецы древнего храма провозгласили его сыном Амона. Пердикка обещал Александру сделать это, но затем решил отвезти тело царя в Македонию. Его замысел не удался. Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, похитил саркофаг с телом Александра и перевез его в 321 году до н .э. в Мемфис. В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон[3].По свидетельству Плутарха[4], через несколько лет Птолемей перевез его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице. Могила Александра стала местом массового паломничества людей. В 48 году до н. э. могилу Александра посетил Цезарь. Римский император Октавиан Август, когда захватил Александрию, «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами», пишет Светоний[5]. Согласно Диону Кассию, Октавиан неловким движением отломил нос у мумии[6]. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади. По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула, который собственноручно снял с Александра нагрудник, а потом сам носил его. Каракалла, посетивший Александрию в 210-х годах, возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя[7]. Наконец, солдатский император Септимий Север приказал замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится.
По утверждению киевского архимандрита Константина[к. 1][8], который пытался в 1803 году найти могилу Александра, до XV столетия местоположение её было хорошо известно[9]. В 1850 году появилось сообщение, что переводчик русского консульства в Каире, грек Скилицис, проник в подвал мечети Эль-Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и темный подземный проход и увидел деревянные, съеденные червем двери. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы и книги. После этого случая ему запретили посещать склеп. Профессор Каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчетам, гроб с телом Александра находится под руинами мечети Эль-Наби Даниэль в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спроектированном еще прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, в которой мусульмане приписывали особую святость. В 1888 году Генрих Шлиман обратился за разрешением на проведение раскопок в пределах мечети Наби Даниэль, но ему было отказано[10]. Часть древней Александрии уже частично ушла под воду, а в море у берегов города находят остатки древних сооружений. В 1996 году французские археологи в маленькой бухте у мыса Абукира около заброшенного Восточного порта на дне моря обнаружили две гранитные статуи, монеты и ювелирные украшения, возраст которых превышает 2,5 тысячи лет, все это прекрасно сохранилось (статуи сейчас находятся в городском парке вокруг колонны Помпея). Также было найдено несколько саркофагов. Это позволило предположить, что главная часть царской резиденции находилась именно в этом месте, и среди этих достопримечательностей может находиться могила Александра Македонского, но, так как для проведения раскопок необходимо осушить бухту, то эту гипотезу в обозримом будущем проверить не удастся.
Египетский Верховный Совет официально признал более 140 попыток найти гробницу Александра, в том числе и внутри мечети Наби Даниэль в Александрии [4]. В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Сантария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр». А ещё обращает на себя внимание то, что всего в 25 километрах от оазиса есть местечко Аль-Мираки. Это название очень схоже с древнегреческим «миракиан», что переводится как «человек, который умер совсем молодым». Раскопки продолжались в течение пяти лет, в ходе которых были обнаружены остатки царского захоронения. В комплекс усыпальницы входили храм и гробница, в которой находились обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта и барельеф с восьмиконечной звездой. Из гробницы тайный ход вел к храму Амона-Ра. Здесь же находились три стелы с надписями на древнегреческом языке. Но представители Греции, которые посетили место раскопок, после тщательного изучения руин заявили, что стиль могилы не является македонским, и найденный могильный комплекс относится к более позднему периоду[11]. Египетские власти в конце 1996 года отозвали у Лианы Сувалиди лицензию на продолжение раскопок, обосновав это тем, что она «бездоказательно вызвала ажиотаж вокруг раскопок в Сиве»[12]. На свои многократные просьбы о разрешении продолжить работу она и поныне получает отказы.
Раскопки гробницы в Амфиполе вновь возобновили споры по поводу захоронения Александра. Некоторые ученые считают, что гробница была построена для Александра, но никогда не использовалась из-за Птолемея I. Другие предполагают, что римский император Каракалла, большой поклонник Александра, возможно, перевез его тело в Амфиполь в конце II века нашей эры [13].
12 ноября 2014 года в гробнице Амфиполя был обнаружен скелет. Генетическая экспертиза позволит сравнить эти останки с генетическим материалом из гробницы в Вергине. Только анализ ДНК даст возможность установить, женщина или мужчина были похоронен в гробнице, а затем исследовать личность[14],[15].
Мавзолей Ходжа Дониёр — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мавзоле́й Ходжа́ Дониёр (узб. Xoʻja Doniyor maqbarasi / Хўжа Дониёр мақбараси) — мавзолей в Самарканде над могилой одного из святых.
Фисташковое дерево, освященное патриархом Алексием II. Длинная дахма внутри мавзолея, в котором захоронены останки пророка. Вид на мавзолей и на настоящее место (купол) возникновения священного родника.По легендарным сведениям XVIII века, в мавзолее захоронен прах ветхозаветного библейского пророка Данияр (Даниил), останки которого были привезены в Самарканд и захоронены среднеазиатским средневековым полководцем и завоевателем Амиром Тимуром (Тамерланом). Нынешнее здание мавзолея и комплекс были построены в самом начале XX века, в последующие годы само здание мавзолея и комплекс несколько раз были реконструированы.
Мавзолей и комплекс Ходжа Дониёр расположены в северо-восточной части города Самарканд, в северо-восточной окраине древнего городища Афрасиаб, на небольшой возвышенности, вблизи берега небольшой реки Сиаб[1][2].
Согласно исторической книге «Самария» среднеазиатского историка Абу Тахирходжи Самарканди, пророк Дониёр (Данияр) являлся одним из сподвижников исламского арабского проповедника Кусама ибн Аббаса[1], который сыграл ключевую роль в насаждении ислама в Самарканде и его окрестностях. В христианстве пророк Даниил — один из так называемых «великих пророков», автор одной из ветхозаветных библейских книг — книги Даниила. В иудаизме Даниель также один из почитаемых пророков[2].
Возникновение захоронения пророка Дониёра (Данияра, Даниила, Даниеля) относят к среднеазиатскому полководцу и завоевателю Амиру Тимуру (Тамерлану), который в конце 1400-х годов привёз в Самарканд его останки, и на месте его захоронения построил мечеть. Останки пророка были привезены полководцем из города Сузы (современная территория иранского остана Хузестан) во время его похода в Малую Азию (нынешняя Турция) в 1399—1404 годах. По преданиям, когда караван из нескольких десятков верблюдов приблизился к Самарканду, остановился на берегу реки Сиаб, а лошадь, перевозившая останки пророка, остановилась на том месте, где ныне находится гробница. Амиром Тимуром было решено захоронить пророка на том месте, где остановилась лошадь. Также по преданиям, от удара копыта лошади забил родник, который стал целебным[2]. После постройки мавзолея, с годами, по легенде могила начала расти, достигнув в длину более 17 метров (около 18 метров). Мавзолей периодически достраивался и удлинялся муллами, а в самом начале XX века над могилой пророка было сооружёно прямоугольное длинное здание мавзолея с цепочкой из пяти низких куполов. Внутри здания мавзолея находится длинная дахма, в котором и погребён пророк. На территории комплекса мавзолея находится родник, считающийся целебным и святым. Многие паломники пьют воду из родника, надеясь излечить свои болезни или просто освятиться. Также на территории комплекса построен айван для молитвы[1][2].
В 1996 году, 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан посетил Самарканд, в частности мавзолей Ходжа Дониёр. Возле склепа находилось засохшее фисташковое дерево, которое патриарх решил освятить, и спустя некоторое время дерево вновь ожило[2].
В 2001 году город Самарканд и его исторические архитектурные и археологические памятники, в том числе мавзолей и комплекс Ходжа Дониёр были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекрёсток культур».
7 самых почитаемых мусульманских святынь Башкирии
В основном это могилы мудрецов, целителей, религиозных деятелей, проповедовавших ислам на башкирской земле. К ним приезжают, чтобы помолиться, попросить помощи и исцеления.
ГОРА АУШТАУ И РОДНИК АУЛИЯ

Живописная гора Ауштау расположилась в 15 км от границы с Челябинской областью. Вокруг этой святыни существует много легенд. Самая знаменитая – об аулие (араб. «святой») Рамазане, пришедшем на башкирские земли распространять религию Мухаммеда. Когда аулия с караваном путешествовал по этим местам, его с соратниками убили местные жители. Рамазану отрубили голову, но он взял ее в руки и поднялся на вершину Ауштау. Тогда люди увидели, как над телом запорхали белые ангелы. В тот же день у подножия горы забил источник Аулия. Тогда башкиры, чтобы загладить свою вину, похоронили пророка на вершине горы.
Считается, что эта чудодейственная вода, богатая минералами, излечивает заболевания дыхательных путей, кожи, воспаление глаз и даже замедляет старение. А храниться вода из источника может годами!
Где находится
д. Старобайрамгулово, Учалинский район
Как добраться
Из Уфы по трассе М-5 в сторону Челябинска, повернуть направо на Юрюзань и ехать до деревни Старобайрамгулово.
МАВЗОЛЕЙ ХАДЖИ ХУСЕЙН-БЕКА
Мавзолей Хаджи Хусейн-бека
Хаджа Хусейн-бек – первый имам Башкортостана, духовный судья башкир, который был направлен из Туркестана для проповедования ислама. Когда через полвека после смерти Хусейн-бека на башкирские земли ступил великий Тамерлан, он распорядился построить вокруг могилы гробницу. Несколько воинов Тамерлана не перенесли зиму, и их похоронили тут же, неподалеку от мавзолея. Так на этом месте появилось мусульманское кладбище Акзират (с башк. «белое кладбище»).
Среди местных ходит легенда, будто бы однажды над мавзолеем появился столп света. Раньше рядом с мавзолеем находился колодец, который тоже почитался как святой. Но со временем и колодец, и мавзолей были разрушены, осталась лишь одна надгробная плита – сейчас она хранится в уфимском краеведческом музее.
Где находится
п. Чишмы, Чишминский район
Как добраться
Мавзолей находится относительно недалеко от Уфы: 2 км от поселка Чишмы. Найти его можно на территории местного действующего кладбища.
МОГИЛА МУЖАВИРА-ХАЗРАТА
Великий целитель, мудрец и прорицатель Мужавир Сиражетдинов, больше известный как Мужавир-хазрат, покоится в Баймакском районе.
Наделенный талантом целительства, Мужавир-хазрат вылечивал больных, вне зависимости от вероисповедания, национальности и пола. За лечением, духовным напутствием и советом к нему приезжали со всего СССР. До того, как увидеть больного, он уже знал, чем болен человек.
В 1939 году Мужавир-хазрат предсказал Великую Отечественную войну, за что получил 10 лет тюремного срока. На свободу он вышел через 6 лет - вылечил от смертельной болезни одного из членов семьи тюремного начальника.
Старец умер в 1967 году. Его погребли по мусульманскому обычаю на кладбище недалеко от родной деревни Бахтигареево. Хоть и прошло с тех пор почти полвека, поток людей, приезжающих за исцелением, не иссякает и по сей день.
Где находится
д. Бахтигареево, Баймакский район
Как добраться
От Уфы до Бахтигареево 440 км, путь лежит через Белорецк и Магнитогорск.
ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК И ГОРА НАРЫСТАУ
По преданию, на этой горе похоронены сподвижники пророка Мухаммеда – сын и отец Зубаир бин Заит и Абдуррахман бин Зубаир. Вода, стекающая c подножия горы, считается целебной – например, лечит суставы.
Набрать полные фляги и исцелиться телом и душой паломники приезжают не только со всей России, но даже из Казахстана и Средней Азии. Рядом с источником расположена мечеть. На горе установлена стела с именами сподвижников. Обязательно берите с собой бутыли, чтобы набрать чистой родниковой воды. А когда подниметесь на Нарыстау, загадайте желание и обойдите вокруг захоронения семь раз. Желание должно исполниться.
Где находится
с. Ильчигулово, Миякинский район
Как добраться
Из Уфы в сторону Давлеканово, после поворота на Чишмы по указателям до села Ильчигулово.
МОГИЛА РИЗАЭТДИНА ИБН ФАХРЕТДИНА
Не все мусульманские святыни следует искать за пределами города. Например, могила религиозного деятеля, историка, писателя и ученого Ризаэтдина Фахретдинова расположена на мусульманском кладбище Уфы.
Просветитель многое сделал для того, чтобы укрепить связь между мусульманами России и других стран. Его исследования дали толчок для развития духовной культуры народов Древнего Урала.
Где находится
Мусульманское кладбище, г. Уфа
Как добраться
Остановка транспорта «Телецентр». Кладбище находится на берегу р. Белой, ограничено улицами Малой Ахтырской и Алтайской.
МОГИЛА ГАТАУЛЛЫ ИШАНА
Гатаулла Алибаев – известный религиозный деятель второй половы 19-начала 20 века. Много путешествовал по свету, совершил хадж в Мекку, изучал ислам в Стамбуле и Багдаде. Получив звание ишана (духовный лидер в суфизме. – Ред.), стал проповедником.
В народе Гатауллу ишана считали святым – он лечил людей и предсказывал будущее. Его могилу, оборудованную по старым башкирским традициям, посещают паломники со всей страны.
Где находится
д. Валитово, Хайбуллинский район
Как добраться
На автомобиле от Уфы до деревни Валитово Хайбуллинского района - 440 км. Путь лежит через Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Кумертау.
МАВЗОЛЕЙ ТУРАХАНА
Неподалеку от кладбища Акзират и могилы Хусейн-бека расположен мавзолей Турахана, построенный в XIV веке (по другим данным – в XII веке).
Фигура Турахана окружена загадками. По легенде, он был потомком Чингисхана, кочевал в районе Тобольска, а потом из-за распрей с родственниками оказался на башкирских землях. Большинство ученых предполагает, что в этом здании пытали, судили и казнили преступников.
Сейчас мавзолей огорожен решеткой, на входе в него висит замок.
Где находится
п.Чишмы, Чишминский район
Как добраться
Находится в 12 километрах на юго-запад от поселка Чишмы рядом с дорогой, ведущей в деревню Нижние Термы.
СПРАВКА «КП»
Правила поведения
– нельзя брать с могилы землю, листья, цветы и уносить их с собой
– просить помощи и прощения у мертвых нельзя - только у Аллаха
– придя на кладбище, первым делом обязательно нужно помолиться
– посещать кладбище желательно в пятницу
– женщинам нужно покрывать голову платком
– перед посещением нужно обязательно совершить ритуальное омовение
– помыслы тоже должны быть чистыми
история, памятник, курган и расположение на карте. Где находится Саур-Могила?
На протяжении многих веков передаются легенды, сказания, народные песни и баллады о кургане Саур-Могила. Этот старый молчаливый памятник видел на своем веку много радостных и грустных событий. О мужестве и отваге народа, а также мудрых защитниках родной земли рассказывается в народных балладах. Точно до сего дня не известно, откуда именно взялось такое название. Некоторые исследователи утверждают, будто бы Саур – это имя человека, отстаивавшего интересы местных жителей, но, что тоже возможно, он был и казаком. Эта местность в Донецкой области подвергалась набегам татар, не повезло ей и в годы Второй Мировой войны. Сегодня Саур-Могила является культурным и историческим памятником Украины.

Расположение кургана
Саур-Могила является одной из самых высоких точек Донецкого кряжа, находится она в Шахтерском районе Донецкой области. Высота кургана над уровнем моря составляет около 278 м. На его вершине в былые времена был обустроен казацкий пост, потом укрепление Миус-фронта. Мемориальный комплекс здесь создали уже после окончания Великой Отечественной войны. Курган Саур-Могила является остатком отрога Донецкого кряжа. В основном он состоит из песчаника, в некоторых местах видны вкрапления горного хрусталя.
Саур-Могила расположена на равнине, из-за чего ее видно на расстоянии до 40 м. С ее вершины можно осмотреть терриконы шахт, бескрайнюю степь, Амвросиевский цементный завод. В солнечную погоду с кургана можно рассмотреть Азовское море, хотя оно находится за 90 км. Известно, что на территории современной Донецкой области жили люди еще во II тысячелетии до н.э., потому как именно в этот период была насыпана верхняя часть Саур-Могилы. Племена срубной культуры сделали насыпь высотой около 4 м и диаметром почти 32 м.

Название кургана
По некоторым данным, «саур», или «савур», имеет тюркское происхождение (от слова «сауыр»), переводится оно как «степная высота с круглой вершиной». Группа исследователей склоняется к мнению, что курган был назван в честь племени сарматов или савроматов. А вот народное творчество сохранило немало легенд и песен о человеке Сауре. Он был народным мстителем, казаком, погибшим от рук крымских татар, защищая свой народ от рабства.
Древние времена
Археологи проводили раскопки кургана и обнаружили захоронение, датируемое II тысячелетием до н. э., периода срубной культуры. Кого только не было в этих краях. Сарматы, скифы, хазары, гунны, болгары, половцы, печенеги, монголо-татары – все эти народы в свое время селились на территории современной Донецкой области. Долгое время здесь никто не жил. Тишину бескрайних степей изредка нарушали крики разбойников, перегонявших невольников, орды кочевников, скрип чумацких подвод да стада диких животных. Все это время нетронутой стояла Саур-Могила. Где находится сегодня памятник, там казаки сделали дозор, а сами осваивали окружающие просторы. Именно здесь происходили самые кровопролитные бои украинцев с татарами.

Саур-Могила во времена Великой Отечественной войны
На протяжении двух лет территорию вокруг кургана держали в оккупации немцы. Именно здесь с 1941 по 1943 год строились оборонительные сооружения первой линии Миус-фронта. Сама Саур-Могила для немцев имела очень важное стратегическое значение. На ее вершине основался наблюдательный пункт. На склонах кургана немецкие солдаты обустроили блиндажи, дзоты, накаты, врыли бронеколпаки с огневыми средствами. Для обороны высоты использовались минометы, огнеметные танки, артиллерийские орудия.
Советские войска столкнулись с трудностью – наступать нужно было с крутого склона, в то время как немцы могли воспользоваться пологим, а значит, вовсю использовать бронетехнику. Саур-Могила Донецкой области начала штурмоваться 28 августа 1943 года, красный флаг был водружен на вершину в ночь с 29 на 30 августа, но окончательно русские взяли высоту лишь 31 августа. В захвате участвовала 96 гвардейская стрелковая дивизия, 295, 293, 291 стрелковые полки, 34 гвардейская стрелковая дивизия, части 127 дивизии. Неоценимую помощь военным оказали вездесущие «катюши» и прикрытие из «Илов». При взятии высоты погибло много достойных, храбрых солдат и офицеров, многие из них были посмертно награждены орденами.

Первый памятник
Уже после окончания войны на Саур-Могиле появился первый мемориал. Это была 6-метровая известняковая пирамида с верхушкой в виде красной звезды. Вокруг памятника была оборудована окаймленная цепью площадка, по углам которой разместили оставшиеся после военных действий пушки. Также имелась надпись с перечислением фамилий погибших при взятии высоты офицеров и солдат.
Второй мемориал
В 1960 году Союз архитекторов Донецкой области решил объявить конкурс на проект нового памятника. 37 творческих коллективов из всего РСФСР выступили со своими предложениями, лучший вариант предложила киевская организация. Благодаря украинским архитекторам обзавелась новым, более усовершенствованным мемориалом Саур-Могила. Памятник был сооружен за деньги шахтеров, отдавших свой дневной заработок. Средства собирали комсомольцы близлежащих городов Шахтерска, Тореза и Снежного.

Торжественное открытие мемориала состоялось осенью 1967 года. Более 300 тысяч людей собралось, чтобы почтить память павших воинов. Со всех уголков СССР съехались части Советской Армии, представители общественных организаций, ветераны. Как в то время выглядела Саур-Могила? Фото 60-х годов сохранилось и до наших дней. На самой вершине возвышался 36-метровый железобетонный обелиск, облицованный гранитом. Внутри него организаторы обустроили комнату боевой славы, в которой собрали картосхемы, газеты с соответствующими публикациями времен войны, портреты и фотографии участников взятия высоты. Также была создана верхняя смотровая площадка.
У подножия обелиска установили 9-метровую скульптуру солдата, смотрящего на запад и сжимающего в правой поднятой вверх руке автомат. На воине плащ-палатка, полы которой развеваются по ветру. Скульптура изготовлена из чугуна, в 1975 году возле нее зажгли Вечный огонь. К обелиску можно прийти двум путями. Одну аллею заложили пионеры с разных уголков СССР, а вторую – представители городов-героев. Дорогу к кургану комсомольцы засадили тополями и кленами. Только тем, кто поднимется вверх по широкой лестнице, откроется во всей красе Саур-Могила.
История тех страшных событий сохранена на четырех огромных горизонтальных боевых пилонах. Каждый из них посвящен определенному роду войск: артиллеристам, пехоте, авиации, танкистам. Все горельефы, композиции и надписи основаны на реальных событиях. На пилонах изображены не вымышленные персонажи, а солдаты и офицеры советской армии. У подножия Саур-Могилы есть нижняя смотровая площадка, с которой открывается сногсшибательный вид на весь мемориальный комплекс. На ней размещены сохранившиеся со времен войны артиллерийские орудия, знаменитые «катюши», танки, минометы. На самой вершине кургана обустроена вертолетная площадка.

Торжественные мероприятия возле Саур-Могилы
Абсолютно все молодожены родом из Тореза и Снежного после церемонии бракосочетания едут к кургану, чтобы подняться на вершину, возложить к монументу цветы, тем самым почтив память павших воинов. В советские времена именно на Саур-Могиле выдавали молодым людям комсомольские билеты. Возле памятника собирается огромное количество людей два раза в год: на День освобождения Донбасса (8 сентября) и на День Победы (9 мая). К сожалению, строительные работы, а также массовое посещение кургана в значительной степени повредили его экосистему. Если раньше степи зарастали ковылем, то теперь покрываются сорняками.
Саур-Могила в фольклоре
До наших дней сохранилось несколько легенд о происхождении кургана. Наибольшей популярностью пользуется рассказ о казаке Сауре, или Савке, который был дозорным сторожевого казацкого поста, обустроенного на вершине насыпи. Воины проворонили татар и не успели вовремя зажечь огонь. Дозорные с горем пополам зажгли костер и отступили, но вот Саур выбраться из окружения не смог, за что и поплатился жизнью. Насыпь сама стала после этого расти, поэтому вернувшиеся казаки увидели своего побратима на вершине кургана. Там они его и похоронили, а шапками сделали еще большую вершину.

В украинском фольклоре также сохранилась легенда о молодом, смелом крестьянине Сауре. Пан надругался над его невестой, поэтому молодой человек ушел в лес, чтобы стать народным мстителем. Сначала он расправился со своим обидчиком. Саур убил пана и поджег его имение, затем он грабил всех богачей, раздавая их богатство беднякам. Когда он умер, героя похоронили на вершине кургана.
Саур-Могила – исторический памятник Украины
На протяжении многих веков в центре внимания оставался знаменитый курган. С годами обрастала новыми легендами и событиями Саур-Могила. На карте ее легко можно найти, насыпь расположена возле села Сауровка, недалеко от города Шахтерска. Сегодня мемориальный комплекс, а также сам курган охраняются законом. Легендарная Саур-Могила объявлена памятником древности и героического эпоса украинского народа.
Как бандитский Петербург хоронил Костю Могилу
Душа Константина Яковлева, больше известного как Костя Могила, расстрелянного в Москве 26 мая, не могла упокоиться больше двух недель. Прощание отложили: видно, плохо монтировались «солидные похороны» с юбилейными торжествами Питера. Отпевание началось в полдень в Александро-Невской лавре.
- Кого хоронят? - переговариваются зеваки.
- Говорят, самого главного бандита Петербурга, - еле слышно шелестят в ответ.
Холеные мужчины в черных костюмах и очках а-ля «матрица» приехали загодя. Подозрительно большое количество людей явились с многодневной щетиной. «Сицилийский обычай, - объясняют знающие люди, - не принято бриться, пока тело убитого товарища не предано земле. А тут прошло две недели...» Многие «пацаны» хромают и на тросточки опираются. Этому тоже нашлось объяснение: «Гранату привязывают у машины снизу, к рулевым тягам. Там, где ноги...» Из такого сурового мира ушел Костя Могила - вице-президент духовной академии, президент Фонда развития телевидения, он же - видный питерский «бригадир», ушедший в легальный бизнес.
Поток скорбящих (не менее 500 человек) регулировали два милицейских «Форда». В двенадцать грянули колокола, «братва» потянулась в собор. Переговариваются вполголоса под хор певчих и музыку мобильников.
- Это все питерские тут собрались? - спрашиваем осторожно у соседа, назвавшегося Ильей из Архангельска.
- Не, тут все, с кем он работал. И с Кавказа, и из Пскова, и из Мурманска. Люди от деда Хасана, Рома Казанский, московские приехали.
- А ты убитого знал лично?
- Нет.
- А зачем пришел?
- Надо. Все пришли.
- Разборки могут быть сегодня?
- Ты че! На похоронах?
На отпевание заехал главный антагонист Константина Яковлева - Владимир Кумарин.
- Возможно, Кумарин пришел попрощаться с Яковлевым потому, что они очень долго шли бок о бок, - рассказал Андрей Константинов, автор «Бандитского Петербурга».
На отпевании Константина Яковлева в Александро-Невской лавре был замечен известный актер Сергей Бугаев (сыгравший Бананана в культовом фильме молодежи 80-х «Асса»).
- Вы были дружны с Константином Яковлевым?
- Нет. Эти похороны интересны как явление...
Похоронили Костю не на Южном кладбище, где он когда-то работал, а на Северном. Из знаменитостей здесь похоронены актер Павел Луспекаев, художник Верещагин, архитектор Бруни. Над гробом Константина Яковлева священник сказал, что покойного Господь призвал в светлый момент его жизни, когда он встал на путь покаяния. По слухам, слова священника очень не понравились «братве».
Где находится могила Александра Македонского?
Будучи двадцатилетним юношей, учеником Аристотеля, он волею судьбы становится полновластным царем Македонии. Сразу же покорил он все греческие полисы, объявил себя сыном эллинских богов и в 22 года отправился на войну с персами, высадившись у развалин гомеровской Трои. В первом же бою разбил армию Дария, затем разрубил гордиев узел во Фригии, а потом города Азии один за другим стали склоняться перед ним, как степная трава под порывами ветра.
Военные успехи довели Александра Македонского до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до земель массагетов и кавказской Албании. Везде он основывал новые города и чеканил из трофейного золота тетрадрахмы со своим гордым профилем. Он стал фараоном Египта, владыкой Персии, царем Сирии и Лидии. Александр, получивший при жизни титул Великого завоевателя, был не только хорошим стратегом, но и лихим воякой.
Как записано в походном дневнике его завоевательных походов, полководец получал ранения от стрел, палиц, копий, камней, пущенных из пращи. Он много раз был контужен, терял много крови, простужался при переправах через реки, схватил в Индии тропическую лихорадку.
Все это многие античные историки считали причиной его ранней смерти. Но есть и другие мнения и версии...
Александр Македонский - величайший завоеватель Древнего мира.
Легенды, песни и сказания о жизни, военных деяниях, смерти и захоронении Александра Македонского остались в памяти не только эллинов, но и персов, индусов, арабов и даже турков, на языке которых его имя Искандер означает «великий воин». Римляне признали его полубогом и жителем Олимпа. Арабы почитают его до сих пор как египетское божество. Инды облик царя взяли за образец, чтобы представлять своих главных богов в образе человека. Библейский пророк Даниил посчитал его одним из предшественников Мессии...
Как рассказывает древнегреческая легенда, в завоеванном Египте царю понравилась деревушка Ракоти за островом Фарос. Полководец сбросил там на землю свой белый плащ, отметив тем самым начало будущего города. Он провел там много часов с зодчими, военными инженерами и мастерами. План города продумывался тщательно. Александр сам наметил места для площадей, храмов, библиотек, дворцов, базаров и портовых сооружений. Главная улица Александрии и ныне проходит там, где ее начертала рука полководца всех времен и народов...
Царь задумал и гигантский маяк, но увидеть его — одно из семи чудес света— ему уже не довелось. Его ждали другие дела — походы, сражения, основание городов в недрах Азии. А затем — неожиданная смерть в молодом возрасте и многократные похороны...
Если народы древнего мира в своих легендах и преданиях единодушны в оценке размаха военных деяний Александра, то о причинах смерти и месте захоронения они сильно расходятся. Персы, которых он беспощадно разгромил, стали авторами версии, будто полководец был наказан небом за то, что вскрыл могилу их царя Кира. Жители Вавилона считали: их покоритель подорвал свои силы в садах Семирамиды, строя планы новых походов от Эпира через Карфаген до Испании. Смертному такое не под силу...
По легенде македонских ветеранов, вернувшихся на Балканы с добычей и ранами, их царь погиб от пьянства и распутства, забыв законы предков об умеренности и сдержанности. Он имел 360 персидских наложниц. Боги отвернулись от него, ибо царь стал ходить в одеждах врагов. Они лишили его разума, и он стал убивать верных ему людей, подозревая в изменах и попытках отравить.
Версия отравления рассматривалась и римскими историками. Они обратили внимание на факт, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса. Все это может говорить о восточном яде медленного действия. И другие античные историки — Арриан, Диодор и Плутарх говорят, что великий завоеватель был насильственно убит по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Он выслал яд в копыте мула с надежным гонцом и приказом подмешать в вино. Недовольство зарвавшимся завоевателем среди македонской знати тогда достигло предела.
Однако один из вполне объективных римских историков не согласен с версией отравления и считает, что глубокое разочарование итогами похода в Индию и беспробудное пьянство, отягченное малярией, довели Александра до прободения язвы желудка. Симптомы были типичными.
Так или иначе, но жарким июньским вечером 323 года до н. э. солнце его жизни закатилось в Вавилоне.
Последние годы жизни царя описаны день за днем. Записки оставили придворные летописцы, военачальники, а также Каллисфен, племянник Аристотеля. Из них стали известны мысли Александра, волновавшие его во время болезни. Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики 1чужих религий. Он не построил собственного дома на родине, не оставил наследника...
В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть— за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя».
Когда Александр Великий скончался, о мумификации и захоронении тела никто из его сподвижников и не подумал. Целую неделю они митинговали со своими солдатами, бросались с мечами друг на друга. Начался дележ огромной империи. Птоломей, внебрачный сын Филиппа, отца Александра, которому достался в управление Египет, вдруг вспомнил о теле и настоял на том, чтобы его временно захоронить в Вавилоне. Так и поступили, но два года сподвижники спорили, куда везти на Триумфальной колеснице золотой саркофаг своего бывшего повелителя.
Катафалк Александра Македонского
Наконец саркофаг выкопали и направили в Македонию. Птоломей в Сирии напал на траурный кортеж, силой и подкупом отобрал «трофей» и быстрым маршем перевез в Мемфис, где и захоронил близ одного из древних храмов Амона. Еще через два года тело снова выкопали и в роскошной лодке отправили в Александрию, ставшей к тому времени большим столичным городом. Птоломей приказал повторить бальзамирование, поместил тело в новый саркофаг и установил в мавзолее на центральной площади. Сохранились сведения, что его осматривал римский император Октавиан Август в 31 году до н. э. Однако знаменитый полководец античности лежал тогда почему-то в стеклянном саркофаге...
На протяжении последующих веков Александрию сотрясали смуты, перевороты, катастрофические события и войны. К примеру, ожесточенные столкновения происходили между различными сектами первых христиан. Александр для них оказался «царем еретиков и язычников». Некоторые историки считают, что саркофаг великого завоевателя фанатики выкрали и закопали где-то глубоко в землю. Затем в Египет нахлынули арабы и на месте мавзолея построили мечеть. Вот тут все окончательно запуталось, ибо мусульмане много веков никого не допускали в Александрию.
Науке достался клубок загадок. Распутается ли он? Состоится ли грандиозное археологическое открытие?
Версий о захоронении Александра Великого дошло до нас превеликое множество. Все они в пестрых лоскутах легенд. Они противоречивы и пристрастны, затрудняют поиск археологов. Персидские сказания утверждают, что Царя захоронили в Вавилоне, а в Александрию повезли пустой саркофаг. Другая восточная легенда повествует, I что тело полководца долго пролежало в земле Месопотамии и растворилось в ней, обильно политой им людской кровью. В город при устье Нила отправили мумию, искусно сделанную египетскими мастерами из смолы и камыша...
Македонская легенда гласит, что ветераны собрали сход и спросили своего оракула, как поступить с телом вождя. Тот заявил, что Александр завоевал тридцать стран, основал тридцать городов и достиг тридцатилетнего возраста, а это по ритму Вселенной означает — судьба великого человека на этом завершилась. Следовательно, его надо похоронить там, где он родился. Македонцы со свойственной им решимостью выкрали останки племенного вождя, заменив их трупом греческого наемника из Спарты. Гроб отвезли не в город, где Александр появился на свет, а в Эгей — древнюю столицу с некрополем первых царей Македонии. По племенным обычаям труп сожгли на большом костре...
Разумеется, от такого числа версий легко растеряться. Тем более, что и сенсационные заявления о находках гробницы завоевателя следуют одна за другой. В 1850 году по миру разнеслась молва, что сотрудник русского консульства в Каире проник в подвал мечети Наби Даниэль в Александрии и увидел через трещину в стене фундамента прозрачный саркофаг, где покоилось тело молодого человека с царской короной на голове.
Сенсация долго кочевала по газетам, но ученые собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию...
В 1990 году профессор Каирского исламского университета Абдель Азиз заявил, что вычислил место, где находится склеп Александра Македонского. По его подсчетам это была 139-я попытка найти саркофаг. Он убедился и пытался убедить других, что гроб скрыт под развалинами мечети в старой части
Место, откуда разнеслась преждевременная сенсация, тот же Египет, но не Александрия, а оазис Сиви на границе с Ливией. Тихое местечко среди знойных песков в 700 километрах на запад от устья Нила. В узких научных кругах оно известно сейчас древним заупокойным храмом Рами-Амуна. И Александру Македонскому, и Птоломею оно было хорошо знакомо... Раскопки вела археолог из Афин Лиана Совальци. Под фундамен
«Где находится могила Артура Моргана?» – Яндекс.Кью
Лично мое мнение - потому, что некоторым его выгодно так называть). Как часто бывает - за этой красивой фразой на самом деле не стоит практически ничего. Точнее даже не так - достоверность этой фразы идет примерно на уровне «Русские не сдаются!", т.е. все привыкли так говорить, а как это пересекается с практикой - дело десятое.
Отличительная особенность, что именно это выражение так же хорошо известно на английском, как и на русском. Чаще всего его относят к поражению британского экспедиционного отряда во время Первой Британо-Афганской войны, но... Событие это случилось в первой половине XIX века, а как мы знаем — Британская Империя просуществовала еще сотню лет. Сами по себе британско-афганские отношения требуют отдельной большой статьи, но если очень кратко — британцам не нужен был сам Афганистан — им нужно было, чтобы там не было русских и чтобы Российская Империя не могла оттуда «строить козни" Индии. Собственно до 1919 года британцы контролировали ситуацию и эта задача всегда так или иначе была выполнена (чаще всего через финансирование местной афганской власти, но и иногда и войсками). После 19-ого Афганистан смог получить полную независимость от Британии, но после ПМВ там особо было не до него, да и Империя опять же не умерла.
Еще более популярной фраза стала в устах афганских моджахедов 80-х, которые полвека политического подчинения британцам и отсутствия суверенитета почему-то воспринимали как победу своих предков, и обещали СССР такую же гибель. Так уж сложилось, что внутренние проблемы СССР и правда привели страну к развалу через почти 3 года после вывода войск. И конечно ,какое-то влияние на развал события в Афганистане оказали, но явно не решающее. Но в целях пропаганды — очень выгодно было раскручивать карту «непобедимого Афганистана". Потом и у нас в стране подхватили этот конструкт, который как бы говорил — «это не мы не смогли — это вообще никто не смог!", а сейчас транслируют и на контингент США.
Что же касается более древних времен, то тут все еще интереснее — современная территория — это опять же плод русско-британских взаимоотношений в самом конце XIX века. И сейчас там живет большое количество народов и племен, которые говорят на разных языках (пушту и дари остновные) и не сказать что всерьез воспринимают понятия государственного суверенитета, границы, преданности государству и т.д. Еще в 80-ые года более 10% населения вело кочевой образ жизни и перемещалось из Афганистана в Пакистан и обратно — странно если бы они ассоциировали себя с Афганистаном. В древние эпохи национальная картина там была еще более пестрой.
Чего только стоит Греко-Бактрийское царство, располагавшееся на севере современного Афганистана. Греки правили довольно большой территорией, а их государства просуществовали там сотни лет — как-то не похоже, чтобы их «афганцы» похоронили. Тоже самое касается и позднейших империй и государств — Афганистан вполне себе завоевывался, другое дело, что сама по себе страна бедна и интересовала в первую очередь, как транзитный путь.
В общем — Афганистан не большее кладбище империй, чем большинство остальных стран — кто-то его завоевывал, кто-то ограничивался контролем властной верхушки, кто-то действительно был вынужден отступить — все как у всех.
Где находится могила Адама, или Парадоксы библейской археологии
В спорах с верующими ярые атеисты нередко говорят, что описанные в Библии события — лишь плод чьего-то воображения и научно факт их существования не доказан. Однако есть целая наука — библейская археология, которая работает как раз над тем, чтобы найти подтверждения всему изложенному в Писании. Что удалось доказать библейским археологам? Подтверждают ли их находки сказанное в Библии? Как не повестись на громкие сенсации, якобы опровергающие Библию? Что дает библейская археология обычному верующему человеку? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой «Теме номера», которую начинаем с разговора со священником Александром Тимофеевым, археологом, преподавателем кафедры библеистики Московской духовной академии.

Обретение честного Креста Господня святой императрицей Еленой. Турино-Миланский часослов, конец XIV века
Специфические трудности
— Отец Александр, верно ли, что библейская археология существует для того, чтобы подтвердить истинность Священного Писания?
— Я бы иначе расставил акценты. Не «подтвердить истинность», а восстановить исторический и культурный контекст событий, описанных в Писании. Подчеркну, что библейская археология — это наука, это определенная специализация внутри археологии как таковой, и потому использует те же методы исследования, те же критерии.
Когда-то, на самой заре библейской археологии действительно считалось, будто ее дело — поиск священных реликвий, артефактов, подтверждающих подлинность событий Священной истории. Но эта романтичная эпоха давно прошла, и сейчас даже сам термин «библейская археология» употребляется редко — обычно говорят о сиро-палестинской археологии, об археологии Леванта (т. е. средиземноморского побережья Ближнего Востока)...
Вообще же за приблизительно сто пятьдесят лет своего существования библейская археология сделала множество открытий, которые подтверждают достоверность Священного Писания. Точнее сказать, оказалось, что библейское повествование в своих исторических, культурных, этнографических, природных аспектах вполне согласуется с данными археологии. Что же касается чудес, то археология (как и любая другая наука) их ни подтвердить, ни опровергнуть не может. Это область веры.
— А как вообще работают библейские археологи? Они непосредственно занимаются раскопками?
— Занимаются, но далеко не всегда. Тем более что невозможно копать везде. Для примера — только в Израиле одновременно ведется около двух тысяч раскопок, а ведь зона интересов библейской археологии не исчерпывается Израилем — это и весь средиземноморский регион, и Месопотамия, и Египет. Поэтому в основном библейские археологи занимаются анализом полевых данных.
Думаю, стоит пояснить, как вообще ведутся археологические исследования. Все начинается с разведки: делаются предположения, берутся пробы — стоит ли вообще в этом месте копать. Второй этап — непосредственно раскопки. Территория картируется, разбивается на квадраты 5х5 м. Затем идет непосредственно сам процесс раскопок: буквально по несколько сантиметров в день снимаются слои. Фиксируется положение каждой найденной вещи, обрабатывается вся керамика, все кусочки и обломки. Это очень медленная работа, тянущаяся годами. Третий этап — описание того, что было найдено: на каком уровне это найдено, с каким слоем связано, как это можно датировать. И, наконец, четвертый этап — это аналитика, кабинетная работа. Массу материалов, полученных благодаря этим раскопкам, нужно связать воедино, выстроить в картину истории древнего мира.
— Есть ли в работе библейских археологов какие-либо специфические трудности?
— Ну конечно, есть. Особенно это касается стадии раскопок. На Святой Земле вообще опасно копать — окружающая обстановка очень напряженная. Знаю это лично, поскольку участвовал в нескольких экспедициях. Местное население может камнями закидать, и потому там обязательно нужна охрана. Бывают разные провокации — скажем, в одной из экспедиций, в которой я участвовал, местные жители подкинули археологам куколку с петлей на шее. Довольно прозрачный намек. Но угроза исходит не только от арабов, но и от иудеев-ортодоксов, которые считают раскопки занятием глубоко порочным, кощунственным. Местные же арабы просто недовольны, что под их домами, на их территории кто-то что-то копал.
Есть и трудности совсем другого порядка — многие исследователи попросту опасаются давать своим находкам какую-либо религиозную интерпретацию. Особенно это касается ученых из США: они не хотят прослыть ретроградами в американской академической среде, которая довольно атеистична (чем, кстати, сильно отличается от американского общества в целом, где более 50% населения регулярно участвуют в церковных богослужениях).
Общая система ценностей
— А в чем могут быть преимущества библейской археологии по сравнению с археологией обычной?
— Прежде всего в том, что библейская археология, интерпретируя находки, опирается на текст Священного Писания, и это позволяет ей давать очень надежные трактовки.

Дело вот в чем: основную долю информации о жизни того или иного древнего народа мы черпаем из его письменности. Если письменности нет — как, например, в случае Дьяковской финно-угорской культуры, существовавшей до прихода славян на территории Москвы, то узнать о его жизни мы можем немного. Можем приблизительно представить быт, экономику, по идолам и захоронениям примерно восстановить религиозные взгляды — но это и всё. А вот чем жили люди, что думали о себе и об окружающем мире, какова была их религия и эпос, мы так и не узнаем.
Поэтому игнорировать тексты при интерпретации находок — это значит совершать серьезную методологическую ошибку (а в современной археологии есть такие направления, которые недооценивают роль письменных свидетельств).
Священное Писание — это ценнейший источник для историков и археологов. Ведь это не одна книга, а целый корпус текстов, создававшийся на протяжении более чем тысячи лет. Поэтому и многие неверующие археологи пытаются соотносить свои данные с текстом Библии.
Да, есть повод для споров, да, могут быть разные интерпретации тех или иных моментов. Ну вот, к примеру, возьмем вопрос возникновения монотеизма. Возник ли он постепенно, эволюционным путем, или это результат Божественного откровения? Найденные артефакты показывают нам, как менялось мировоззрение еврейского народа на протяжении столетий. Скажем, в VII-VIII веках до Р. Х. цари Езекия и Иосия проводили религиозные реформы (о чем мы знаем из текста Священного Писания), и мы видим следы этих реформ — уничтоженные жертвенники, уничтоженные фигурки идолов. Но к тому же времени относятся и найденные в Иерусалиме в Гееннской долине два серебряных свитка, содержащие текст, очень близкий к священническому благословению из книги Левита. Значит, в одно и то же время существовали — и противостояли друг другу — и языческая традиция, и единобожие. И тут можно использовать археологические данные, чтобы показать логические провалы в атеистических концепциях, утверждающих, что монотеизм произошел от поклонения родовому богу какого-то из семитских племен.
— Многие ученые, занимающиеся библейской археологией, — люди верующие. Сказывается ли как-то их религиозность в научной работе?
— Давайте уточним, что имеется в виду. Вопрос ведь можно понять и так: не отступают ли верующие исследователи от научной объективности и беспристрастности, не подтасовывают ли данные в угоду своему мировоззрению? Если речь об этом, то сразу скажу: нет. Археология, в том числе и библейская, — это наука, и как в любой науке, в ней сложно «срезать углы» и не попасться. Все данные могут быть перепроверены, все публикации общедоступны и могут быть подвергнуты критике. Так что если бы нашлись недобросовестные ученые из числа верующих — их давно схватили бы за руку.
Но ваш вопрос можно поставить иначе: помогает ли религиозная вера библейским археологам в их работе? И вот тут я готов утверждать, что верующий ученый имеет серьезное преимущество сравнительно с неверующим: у нас, верующих, гораздо больше общего с теми людьми, жизнь которых мы изучаем. Для нас, как и для них, вопросы бытия Божия — основные вопросы жизни. У нас с ними общая система ценностей. Авраам, Исаак и Иаков, цари Давид и Соломон, апостолы Петр и Павел жили тысячи лет назад, но мы духовно близки к ним. Поэтому нам гораздо понятнее их мотивация, их жизненные цели, их способы принятия решений. Следовательно, когда перед нами встает задача интерпретировать результаты археологических находок, реконструировать жизнь древних иудеев — нам это проще сделать, чем неверующим ученым, для которых религия — нечто чуждое и непонятное. От этого непонимания, кстати, у неверующих археологов зачастую происходят ошибки в интерпретации находок.
Много шума из ничего
— А вообще часто ли у библейских археологов случаются ошибки?
— Ошибки в научной деятельности неизбежны, и более того — стратегически они даже полезны, так как их обнаружение приводит не только к пересмотру каких-то конкретных взглядов, но и к более глубокому пониманию проблемы.
Ошибки можно разделить на две группы. Во-первых, это ошибки, связанные с неправильной интерпретацией текста Священного Писания, и во-вторых — ошибки археологического порядка: неправильные описания артефактов, неправильные датировки найденного и так далее.

Священники на раскопках — иерей Александр Тимофеев (справа), протоиерей Георгий Урбанович, ректор Смоленской семинарии (слева), и игумен Моисей (Пилатц), настоятель монастыря в Алапаевске (вверху)
Вот пример ошибки одновременно первого и второго типа. Известный израильский археолог Игаль Ядин вел многолетние раскопки в Мегиддо, Хацоре и Гезере и везде нашел остатки многокамерных ворот. До него считалось, что в Гезере, например, это не ворота, а остатки башни. Ядин доказал, что это входные городские ворота и однозначно соотнес их с упомянутыми в 3-й книге Царств царскими городами, которые построил Соломон. Он предположил, что все эти ворота относятся к Х веку до Р. Х. Но дальнейшие исследования показали, что все эти ворота были поставлены в разное время. В Хацоре, действительно X век, в остальных — позже. Научные противники Ядина даже заявили, что вообще не было никакого единого царства Давида и Соломона. Ошибка Ядина была в том, что он столь однозначно связал найденные им ворота с воротами, упомянутыми в книге Царств. Но в Священном Писании вовсе не говорится, что именно эти ворота Соломон сделал царскими. Они могли быть построены позже, могли быть многократно перестроены. Ошибка Ядина происходит из недостаточно точной интерпретации текста Священного Писания и недостаточных (а это вполне естественно для его времени) возможностей точной датировки.
— Приведенный Вами пример — это все-таки частность. А были ли столь серьезные, «системные» ошибки, что впору усомниться в достоверности результатов библейской археологии и подлинности библейского повествования?
— Таких ошибок не было. Наоборот — целый ряд открытий убеждает нас в подлинности Священного Писания. В безнадежное прошлое ушла библейская критика образца XIX века, когда считалось, что Евангелия написаны в конце II века людьми, которые не могли видеть Иисуса. Или то что история Ветхого Завета была записана после плена в эллинистический период. Сейчас любой ученый-археолог, независимо от личного отношения к религии, подтвердит, что Евангелие — это продукт эпохи первого века, что первые Евангелия (от Матфея, Марка, Луки) написаны еще до разрушения Иерусалимского храма в 70-м году по Р. Х., что авторы действительно жили в Иерусалиме. Это следует из множества деталей, иногода даже оговорок в тексте.
— Приходится ли библейским археологам сталкиваться с подделками артефактов?
— Да, время от времени приходится. Подделки начались еще на заре библейской археологии, в XIX веке. Наиболее известный фальсификатор того времени — Мозес Шапиро. Он изготавливал и продавал даже не отдельные подделки, а целый комплекс артефактов. Эти артефакты скупали знаменитые музеи мира — сегодня изделия рук Шапиро можно найти в Британском музее, в Лувре, в Эрмитаже. Мне самому приходилось держать в руках эти подделки. Например, он отрезал часть от древнего свитка и наносил на нее новые надписи. В итоге Шапиро был разоблачен известным ученым Ш. Клермоном-Ганно, ему грозило судебное расследование и он покончил жизнь самоубийством.
Но не всегда удается однозначно определить подделку. Например, в 1997 году один израильский коллекционер представил научной общественности оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Оссуарий — это ящичек, куда складывали кости после того, как тело истлевало. Сам оссуарий несомненно подлинный, а вот насчет надписи ведется спор. Разгорелся шум, было колоссальное судебное разбирательство. В итоге было вынесено решение: суд не располагает данными ни за, ни против подписи. Поэтому обвиняемые свободны. А вопрос о подлинности до сих пор остается открытым.

Иерусалим разрушали несколько раз. И поэтому существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Христа. Первое разрушение произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. После этого последовало еще несколько катаклизмов: возведение римского города Элия Капитолина, захват персами в 614 году, затем перестройки арабами и крестоносцами…
— А как вообще обычным людям, не специалистам, воспринимать регулярные сенсации на тему археологических находок, якобы переворачивающих все наши представления о Библии?
— Относиться нужно предельно осторожно. Прежде всего, нужно понимать, что журналисты, как правило, люди не очень образованные и потому могут искренне заблуждаться, считая нечто сенсацией. Вот пример — недавняя находка, наделавшая много шума, «евангелие» Иуды. Это не подделка, это действительно древний текст — но текст, созданный гностиками во II веке по Р. Х. Причем Церкви этот текст давно известен, о нем упоминает священномученик Ириней Лионский, когда описывает разные гностические секты. Находка «евангелия» Иуды даже принесла пользу науке: стало понятно, что гностики разрабатывали свою религию, совершенно непохожую ни на иудаизм, ни на христианство. От христианства там была только терминология. Словом, ничего этот текст не перевернул, он был известен, но когда гностики вымерли, он был забыт.
Но бывают и явные фальшивки, их создатели стремятся только к славе и деньгам. Пресса же такие фальшивки начинает раскручивать.
Вот что еще нужно понимать: ни один серьезный исследователь никогда не обратится в желтую прессу. Даже если он находится в конфликте с официальной наукой, даже если считает, что его затирают, не признают его открытия, — он все равно не будет связываться с таблоидами. Поэтому если вы читаете в желтой прессе про сенсационное открытие и видите ссылки на ученых, якобы подтверждающих это — не верьте. Наверняка тут какая-то подтасовка.
Кроме того, учитывайте и то обстоятельство, что археология — наука медленная. От находки до ее правильной интерпретации чаще всего проходят долгие годы, а то и десятки лет. Поэтому если вам говорят, что вот только что отрыли нечто, и это нечто является тем-то и тем-то (например, кольцом царя Соломона или Евангелием от Понтия Пилата, или черепом Адама) — усомнитесь. Столь быстрая интерпретация попросту невозможна.
Археология как разновидность паломничества
— В церковной среде иногда можно услышать мнение, что библейская археология Церкви вообще не нужна. У нас есть Писание, есть святые отцы — и чего еще надо? Вам приходилось слышать нечто подобное?
— Да. Например, я сталкивался с таким предубеждением среди студентов духовной семинарии. Они, еще не зная содержания курса, говорят, что не нужна наука, не нужно научное изучение Священного Писания, достаточно его просто читать.

На самом деле это серьезная ошибка. Дело в том, что просто читать — недостаточно. Нужно еще и понимать, и более того — уметь соотносить прочитанное со своей текущей жизнью. А для этого необходимо знать контекст описанных в Библии событий.
Контекст этот мы, современные люди, в массе своей не знаем. Поэтому, читая, скользим по поверхности, текст нас не задевает, а не задевает именно потому, что для нас непонятен фон происходящих событий. Археология этот фон помогает восстановить. Вот мелкий пример — в иудейском варианте книге Царств (он чуть детальнее текста синодального перевода) говорится, что филистимляне монополизировали производство железных орудий, и израильтяне должны были платить им за заточку один «пим». А что такое пим? Когда археологи нашли разновесы и гирьки, на которых было написано «пим», оказалось, что пим серебра— это очень много. То есть выяснилось, что евреи платили очень дорого, что филистимляне, монополизировав кузнечное дело, держали их на положении рабов. Маленькая деталь — а дает представление о тяжелом положении израильского народа в то время.
Я читаю много популярных лекций по библейской археологии помимо семинарии. Например, на Высших богословских курсах при МДА уже сотни людей прослушали мой курс. Что интересно — после первой же лекции коренным образом меняется отношение. Пропадает скепсис. А происходит это потому, что возникает живое ощущение ветхозаветных и евангельских событий. Возникает именно благодаря библейской археологии — она помогает вжиться в предмет.
В этом смысле библейскую археологию можно сравнить с паломничеством по святым местам. Паломник, который прошел стопами Господа, стопами апостолов, ощутил биение сердца истории в этих местах, начинает совсем иначе относиться к Священному Писанию, оно для него оживает.
— А лично для Вас что значит библейская археология? Что она Вам дает?
— Могу привести такой пример: я готовил монографию по апостолу Павлу. Проделал за несколько раз весь путь апостола Павла, описанный в Деяниях святых апостолов, изучил массу литературы, музейные коллекции... и меня все это очень впечатлило. Одно дело просто знать новозаветный текст, и совсем другое — пропустить через себя, пройдя этим путем, видя артефакты той эпохи. После этого начинаешь по-другому относиться к текстам апостола Павла — зная, кому он пишет, в каких условиях.

Иордания. Место, где крестился Христос. Фото Владимира Ештокин
Или другой пример — проповеди святителя Иоанна Златоуста. Я заметил, что когда читаешь их, то ощущаешь себя в толпе иудеев, окружающих Господа Иисуса Христа. Когда я читаю Священное Писание, а особенно когда как священник говорю проповеди, у меня моментально возникает эта картина. Я проехал тысячи километров по Ближнему Востоку — у меня по несколько поездок и экспедиций в год, и эти поездки меняют мое сознание. Мне хочется думать и жить в евангельском контексте. Именно это мне и дает библейская археология — она, хоть и опосредованным образом, позволяет мне стать очевидцем событий Священной истории.