Афон русский где находится


Русский Афон | Православие и мир

Эта поездка и пребывание в Русском Афонском монастыре святого Пантелеимона оставили у нас неизгладимые впечатления. Я не раз уже бывал в Пантелеимоновом монастыре, но всегда как-то наскоком, без серьезного знакомства с его многочисленными святынями и замечательными насельниками.

Паломничество на Святую Гору Афон, в Удел Божией Матери – это всегда духовная радость и праздник для православного христианина. Сколько бы ты ни бывал на Святой Горе, каждый раз открываешь для себя что-то новое и новое.

А главное – во время пребывания на Святом Афоне ты каждый раз как бы заново духовно перерождаешься, усовершенствуешься. В этом сила и чудодейственность Афона и его благодатных святынь. Поэтому сколько бы ты ни приезжал на Святую Гору, она никогда не оставляет паломника без новых впечатлений и открытий. И никогда не покидает ощущение, будто каждый раз ты здесь впервые. Именно такие чувства неоднократно мне доводилось переживать при совершении паломничества на Афон.

Вот и на этот раз Святая Гора открылась мне как-то по-иному, по-новому.

Сразу замечу, что на Афоне я бывал уже много раз, посетил практически все его монастыри и скиты. Казалось бы, что нового можно еще вынести от посещения одних и тех же мест? Это действительно так, но только не на Святой Горе. Ведь Афон – это иной мир, иное измерение, где от человеческого взора сокрыты несметные духовные сокровища, одно лишь прикосновение к которым может целиком изменить твою жизнь.

Неоднократно бывая на Афоне, я всегда старался уделять больше внимания посещению греческих монастырей. Так мне когда-то посоветовали в одной турфирме. И я, следуя их совету, так и старался поступать, не уделяя особого внимания Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю.

Теперь, избороздив Святую Гору вдоль и поперек, я понимаю, как ошибался. Ведь русский Афонский монастырь – это настоящее духовное сокровище, нами недооцениваемое и забытое. Как и я, большинство паломников из России и Украины ошибочно надеются найти какую-то экзотику в греческих афонских монастырях, тем самым, по сути, отрекаясь от собственного тысячелетнего святогорского наследия. Мы обкрадываем самих себя, игнорируя древнюю русскую Афонскую обитель и отдавая предпочтение греческим монастырям. Во всяком случае, именно так происходило со мной, пока я не открыл для себя по-новому этот очаг древнерусского подвижничества на Святой Горе.

Наверное, так продолжалось бы и дальше, если бы я не обратил внимание на заинтересовавший меня паломнический маршрут — специальную восьмидневную программу паломничества на Святую Гору Афон с пребыванием в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

В стоимость этого тура входит страховка, заказ разрешения на посещение Афона, авиаперелёт в обе стороны, трансфер аэропорт – г. Урануполи – аэропорт, проживание и питание в первую и последнюю ночь в гостинице г. Урануполи, а также проживание в гостинице Афонского Пантелеимонова монастыря, экскурсия и т.д. Все вместе это стоит всего лишь около 500 евро.

Кроме того, здесь же можно заказать шенгенскую визу в Грецию. Срок ее оформления около 6 рабочих дней, стоимость – всего 60 евро.

В общем, заказав весь пакет, я остался доволен. И даже сэкономил деньги…

Весь тур рассчитан на 8 дней и 7 ночей. В первый день мы прилетели в аэропорт г. Салоники, где нас организованно встретили и обеспечили трансфер в Урануполи.

Здесь нас разместили в комфортабельном отеле. Наутро, позавтракав в гостинице, организованно получили демонитирионы (разрешение на пребывание на Афоне) и, купив билеты, в 9:45 отправились на пароме в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где нас тепло встретил архондаричный – монах, ответственный за поселение паломников, который и разместил нас в монастырской гостинице.

Все было заранее договорено между паломническим центром и афонским монастырем св. Пантелеимона, поэтому никаких проблем не возникло.

Эта поездка и пребывание в Русском Афонском монастыре святого Пантелеимона оставили у нас неизгладимые впечатления. Я не раз уже бывал в Пантелеимоновом монастыре, но всегда как-то наскоком, без серьезного знакомства с его многочисленными святынями и замечательными насельниками.

Особенно нас поразили экскурсии по монастырю, во время которых мы могли беспрепятственно помолиться и приложиться к многочисленным чудотворным и целебным святыням обители.

Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской.

Как известно, многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона целителя. Помолиться и приложиться к ней здесь можно без каких-либо проблем или очередей.

Кроме того, в этом храме нам предоставили возможность приложиться и к другим чудотворным святыням, здесь хранящимся. В частности, к части Древа Креста Господня и св. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе св. преподобномученика Стефана Нового, главе святой преподобномученицы Параскевы, ребру св. великомученицы Марины, частице мощей святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, святых мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других.

Здесь же пребывает значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятой Богородицы.

Здесь нам предоставили возможность приложиться к частям Животворящего Древа Креста Господня, частям мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. Апостолов Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея, св. Анны – матери Пресвятой Богородицы, св. равноапостольной Марии Магдалины, св. первомученика Архидиакона Стефана, св. Архидиакона Лаврентия, св. праведного Иосифа Обручника, св. Дионисия Ареопагита, св. равноапост. царей Константина и Елены, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрийского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы и многих других.

Всего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых, к большинству из которых за дни пребывания в обители мы смогли свободно приложиться, помолиться и испросить помощи.

Особо почитаемы хранящиеся здесь главы и части глав святого великомученика Пантелеимона Целителя, преподобного Силуана Афонского, верхняя часть главы святого апостола и евангелиста Луки, священномученика Анфима Никомидийского, преподобномученика Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского, часть от левой ноги святого aпостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге, часть правой руки святого праведного Иоанна Русского и многие другие святыни.

Поэтому у этих святынь мы пытались провести как можно больше времени, что нам любезно позволили в обители.

Кроме того, в русском Афонском монастыре доступны для поклонения чудотворные образа: икона Матери Божией, именуемая  «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Ка­занская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской», икона святого Предтечи и  Крестителя Господня Иоанна, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, икона святого священномученика Харалампия и другие.

Пред ними мы тоже молились все дни пребывания в обители.

Помимо Пантелеимонова и Покровского храмов, особо запомнился в русском монастыре древний храм во имя святителя Митрофана, а также параклис или меньший храм Успения Пресвятой Богородицы.

Кроме этого, на территории русского монастыря действует еще около 30 малых храмов (параклисов), в том числе и единственный в мире храм в честь Всех Святых Русских князей и царей.

Близ монастыря находится так называемая гробница с церковью во имя апостолов Петра и Павла, где упокаивается братия, и где по древней афонской традиции расположена костница с хранящимися там многочисленными главами подвижников русской святогорской обители.

Ночные богослужения в костнице, обставленной по всем сторонам стен от пола до потолка стеллажами с черепами святых иноков, оставляют особенно незабываемые впечатления.

Святыни и достопримечательности Русского Афона нам с большой любовью были показаны братией Пантелеимонова монастыря во время экскурсий, входивших в нашу паломническую программу.

Но что больше всего нас удивило, и чего я не видел ни в одном другом монастыре Афона – это организованная нам экскурсия по недавно открытому уникальному музейно-библиотечному комплексу монастыря, посвященному тысячелетнему наследию русского монашества на Афоне.

Честно говоря, музей монастыря меня просто поразил. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: древние рукописи, редкие книги, богослужебные облачения, церковная утварь, иконы, картины, статуэтки, механизмы, инструменты, предметы быта, фотографии и многое другое.

Все это так или иначе связано с историей и наследием Афона. Представлены здесь как экспонаты эпохи античности: времен греко-персидских войн, Александра Македонского и Римской империи, когда на Афоне располагались древнегреческие города-полисы, так и экспонаты времен Византийской империи и турецкого владычества.

Знакомство с музеем и его уникальной коллекцией позволяет паломникам воочию не только познакомиться, но и приобщиться к богатейшему наследию, культуре, духовности и истории как Святой Горы, так и Русского Афона.

Ничего подобного я больше не встречал ни в одном другом монастыре Афона. Здесь, в одном месте, представлена вся его история и все многовековое наследие Святой Горы, так что для их изучения, по сути, теперь нет надобности обращаться в каждый отдельный афонский монастырь или скит, коих на Афоне более сорока.

А главное – культурная программа, экскурсии и ознакомление с экспонатами и историей Афона, организовываемые специалистами монастырского музея, совмещены здесь с не менее ценным приобщением к величайшим святыням Русского Афона, его многочисленным целебным мощам святых и чудотворным иконам, совершением поклонения им, участием в богослужении и многим другим.

Все это вместе налагает неизгладимые впечатления, способствующие внутреннему переосмыслению и оздоровлению как духовно, так и телесно.

Приятно порадовала меня и возможность заказать в русском монастыре экскурсию по другим обителям Святого Афона. Для этого в Пантелеимоновом монастыре имеется комфортабельный автобус на 30 человек, который в сопровождении опытного гида с богословским образованием обеспечит путешествие паломнической группы по другим древним обителям Святой Горы.

И если раньше, чтобы заказать подобную услугу у греческих проводников, нужно было заплатить им несколько сот евро, то здесь, в русском монастыре, мне это обошлось всего лишь в 20 евро. Разница, как видно, существенная.

Было приятно столкнуться в Пантелеимоновом монастыре и с традиционным славянским гостеприимством, открытостью и радушием, а еще с родной русской речью, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро, поскольку практически во всех греческих монастырях на русских паломников, не владеющих греческим языком, смотрят как-то уж свысока и надменно. Это ощущается буквально во всем, особенно если с вами нет опытного переводчика.

В общем, в последнюю поездку я совершенно по-новому открыл для себя русский Афонский монастырь св. Пантелеимона. Причем, как ни странно, такое открытие сделал при помощи не российской, а греческой компании. К нашему стыду, большинство российских турагенств почему-то сознательно избегают направлять паломников в русский Афонским монастырь, рекомендуя, как правило, греческие монастыри Афона.

Ранее я это испытал на собственном примере. И чувствую теперь себя в какой-то степени обкраденным.

Ведь русский Афонский монастырь – это наше духовно-национальное сокровище, наша национальная гордость и наша духовно-культурная твердыня, хоть и нередко нами недооцениваемая в угоду моде на все иностранное.

Фото автора

История русского присутствия на Афоне. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. В 2016 году Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия русского монашества на Афоне. В связи с этим в течение года будут проходить различные мероприятия, цель которых - подчеркнуть значимость русского культурного и духовного наследия на Святой Горе.

История и современность Афона

Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции (регион Центральная Македония) и омывается Эгейским морем. Высота горы - 2033 м. Добраться на Афон можно только по морю или на вертолете.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел (удел - земля, которая находится под особым покровительством Божией Матери).

В 395 году Афон вошел в состав Византийской империи. В 880-е годы император Василий I провозгласил гору местом исключительного проживания монахов.

На Афоне расположено 20 православных мужских монастырей - 17 греческих и три славянских (русский, сербский и болгарский). Древнейший из них - греческая Великая Лавра (Лавра Св. Афанасия). Она была основана в 963 году. Помимо монастырей, на Афоне есть другие поселения - скиты (небольшие монашеские обители) и кельи (уединенные строения, где живут два-три монаха).

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу - Автономное монашеское государство Святой Горы (Айон Орос) с центром в Карее (Карье). Управление осуществляется представителями всех 20 монастырей. Святая Гора находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Согласно Уставу Святой Горы, женщины не могут находиться на Афоне. За нарушение данного запрета (аватона) греческое законодательство предусматривает уголовную ответственность - до года лишения свободы.

В 1988 году Святая Гора была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни Афон является духовным центром православия, местом паломничества многих тысяч верующих со всего света.

Первые русские обители на Афоне

Русские монахи прибыли на полуостров в конце X - начале XI в. Древнейшее русское поселение на Афоне - "обитель Росов", также известно как монастырь Ксилургу (от греч. "плотник", "древодел"), так как основным занятием местных монахов было плотничество. Именно к нему относится первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой Горе, датированное 1016 году. Под одним из документов библиотеки Великой Лавры стоят подписи всех настоятелей афонских монастырей, среди которых - "Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов". В 1169 году русским монахам была передана более просторная обитель - монастырь "Фессалоникийца" во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как "Старый или Нагорный Русcик"). После этого обитель Ксилургу стала скитом. Он сохранился до наших дней как скит Успения Богородицы - Панагия Ксилургу.

Русский Афон в XIII-XIX вв.

В XIII-XV веках связи между русским монастырем на Афоне и Русью оказались практически прерваны из-за монголо-татарского нашествия (1237-1480 гг.). В это время на Афон не прибывали новые русские иноки, не поступала помощь, а большинство насельников были греками. Монастырь приходил в упадок. В XIII в. там случился сильный пожар, уничтоживший большую часть имущества и архивов. Помимо этого, обитель постоянно разоряли крестоносцы и морские пираты, в то время часто нападавшие на Афон. Восстановлению "Фессалоникийца" содействовала помощь византийского императора Андроника II Палеолога (1259-1332). Впоследствии монастырю оказывали поддержку и другие византийские правители, а также православные сербские короли и цари. Благодаря этому обитель начала богатеть и расширяться. С конца XV в., после окончания ига на Руси, туда вновь стали прибывать русские послушники. В 1509 году великий князь московский Василий III взял монастырь под свое покровительство.

Сложные времена Пантелеимонова монастыря были связаны с распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и растущим противостоянием России и Турции. Турецкие власти стали препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители в XVIII. От полного разорения монастырь спасла финансовая помощь молдавских и валашских господарей.

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен на нынешнее место расположения - в более удобную местность на берегу моря. Он получил неофициальное название "Прибрежный Русcик", в то время как "Старый Руссик" стал скитом.

К середине XIX века лишь небольшое число насельников монастыря были русскими, настоятелями были греки. Однако с этого времени активную поддержку Пантелеимонову монастырю стали оказывать члены российского императорского дома, русские купцы-меценаты. На нужды обители выделяли средства Святейший правительствующий синод и правительство. Численность русских послушников снова начала расти, монастырь стал расширяться. В 1875 году впервые после долгого времени был избран русский настоятель - архимандрит Макарий (Сушкин), а Свято-Пантелеимонов монастырь официально получил статус русской обители. К концу XIX в. монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.

Русское святогорское монашество в XX-XXI вв.

После Октябрьской революции 1917 года и событий гражданской войны (1917-1923) существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой. Из-за антицерковной политики советских властей в течение почти 50 лет в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи и оказались отрезанными от Русской православной церкви (РПЦ).

В 1960-х гг. помощь монастырю была возобновлена, на Афон вновь стали приезжать русские монахи и представители РПЦ. В 1972 году впервые в истории Святую Гору посетил патриарх Московский и всея Руси Пимен. Тогда в составе делегации находился и будущий предстоятель РПЦ Кирилл (с 2009 года по н.в.).

Настоящее возрождение монастыря началось уже после распада СССР. Если в 1981 году численность монахов составляла 22 человека, то к 1992 году - 40 человек. В 1992 году Афон посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ (глава РПЦ в 1990-2008 гг.), в 2013 году - патриарх Кирилл.

Сейчас братия монастыря составляет более 70 монахов (всего на Афоне - около 2 тыс. монахов разных национальностей). При поступлении в монастырь насельники автоматически получают гражданство Греции.

Старец со Святой горы Афон обратился к русскому народу

Благодать Божия да пребудет с российским руководством и российским народом!

По моему смиренному мнению, русский народ достоин восхищения. Это выдающийся и замечательный народ, блестящий, прекрасный, одаренный и благословенный Богом. Это Божий народ, новый народ Израилев, на котором благодать Божия. Русский народ среди всех народов земли - самый благословенный Богом. Бог отметил русский народ множеством благодатей и дарований.  Вечная отрада русского народа - несметные воинства святых, преподобных и мучеников.

По моему смиренному мнению, по сравнению с другими народами, живущими сейчас на земле, русский народ - самый совершенный и самый выдающийся, поскольку он одарен любовью и всяческими добродетелями, величием и благонравием. При этом это наиболее смиренный и скромный народ, отмеченный благочестием, любовью и посвящением себя Богу и ближнему. Русский народ несравненно больше достоин восхищения и подражания, чем любой другой народ из живущих на земле. Русский народ - несравненный, непревзойденный, единственный и неповторимый на всей земле.

Российское руководство должно внимательно следить за тем, чтобы не выходило никаких законов, противных Закону Божию. Чтобы не могла быть узаконена проституция, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, кремация, однополые союзы, так как все это ведет к разложению и лишению Благодати Божией.

Духовное возрождение России воспоследует, когда российский народ будет ходить в церковь, исповедоваться, молиться, поститься, изучать Священное Писание и творить милостыню. Тогда Господь всегда будет с русским народом и будет всегда помогать ему. А если, как мы говорили до этого, российское руководство узаконит проституцию, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, однополые союзы и если мы будем сближаться с Папой и двигаться к объединению, тогда Бог не даст своего благословения и начнется движение к разрушению. Патриарху Московскому и всея Руси желаю, чтобы он следовал слову истины, чтобы не водил дружбу с Папой. Мы не можем объединиться. Папа - враг Христа и Богородицы.

Восьмой Вселенский Собор нелегитимен. Мы не должны соглашаться с тем, в чем нас убеждают. Русские архиереи недостаточно осведомлены. Нужно все им сообщить. Главное - мы не должны объединяться с Папой. Мы не должны иметь общения с еретиками. Мы не можем молиться вместе. Мы же - допускаем к себе в церкви папских сторонников и молимся вместе с ними. Сорок пятое апостольское правило говорит о том, что "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен".

Наш Патриарх, согласно этому правилу, уже отлучен и извержен из сана, поскольку он дважды приглашал Папу на престольный праздник, вводил его в храм, позволял ему произносить молитву "Отче наш..." и благословлять народ. Апостольское правило сохраняет свою силу, так что потенциально Патриарх уже отлучен и извергнут. Надо только созвать для этого Священный Синод.

ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ

От всей души молюсь, чтобы благословение Божие пребывало с вами и вашими семьями. Молюсь также, чтобы Господь наш, единый и единственный истинный Бог, Отец, Сын и Дух Святой, всегда хранил Россию и весь русский народ на всей земле.

Молюсь, чтобы Бог дал мир и покаяние всему человечеству и во время Второго Пришествия поместил бы всех людей одесную Себя, чтобы мы услышали его вожделенный глас: "Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготовленное вам царствие". 

Молюсь, чтобы Господь и в нынешние времена укрепил святую и беспорочную веру православных христиан вместе со Святой Его Церковью, как Он это делал в течение веков при жизни наших святых отцов.

Русский народ достоин всяческого восхищения. Он воспрянул, пройдя через множество испытаний, в которых героически хранил свою веру, так и не поддавшись в течение более чем 70 лет атеизму коммунизма. Напротив, он явил множество святых, в числе которых и семья последнего царя Николая II, в полном составе сподобившаяся мученической кончины, - сам царь, его супруга Александра и их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и малолетний Алексей.

Русский и греческий народы связаны тесными духовными узами. В России многие греки причислены к лику святых - такие как преподобный Максим Грек, мощи которого покоятся в самом, пожалуй, значимом из русских монастырей - в Троице-Сергиевой Лавре. Или преподобный Аристоклий, настоятель московского подворья святогорского русского монастыря Святого Пантелеймона. Равным образом в Греции почитаются многие русские святые - такие как святой Серафим Саровский и святитель Лука Крымский.

Совершенно особенная связь существует между Святой горой и Россией. Поэтому-то мы и радуемся, когда нас посещают паломники из России. А в последние годы нам оказывает такую честь и политическое руководство России, прежде всего президент Владимир Путин.

Эту связь между нами еще более укрепил Паисий Святогорец, к которому в России, как нам известно, относятся с особым благоговением. Молюсь, чтобы Господь сподобил и других отцов следовать этой традиции, заложенной Паисием Святогорцем.   

Афон - это цель для атаки антихристиан. Как живут на Афоне сегодня

(Афанасий Зоитакис. Фото Алексей Совертков). Главный редактор сайта о Святой Горе рассказал, как живут на Афоне сегодня

Афанасий Зоитакис — историк, главный редактор сайта Agionoros.ru (Святая Гора) и сотрудник одноименного издательства, которое публикует на русском языке книги афонских старцев.

В год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Зоитакис рассказал «Русской планете», чем живет сегодня Святая Гора, как она противостоит Евросоюзу и верит пророчествам своих старцев.

Афон и Евросоюз

— Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон — древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

— У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации — ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация — и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям — монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

— А если говорить о долгосрочной перспективе — какова она?

Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Афанасию

— Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции — например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас— позже.

— Ряд афонских монастырей получает финансовую помощь Евросоюза в делах реставрации. Насколько они становятся зависимыми от ЕС через это?

— На данный момент, попыток прямого давления, попыток что-то навязать монастырям, не было. Но я не исключаю, что подобное может произойти в будущем.

На самом Афоне на этот счет разные мнения. Например, монастырь Костамонит принципиально отказался от финансовой помощи со стороны ЕС. Они открыто декларировали: мы боимся, мы опасаемся отмены аватона, и не хотим получить от ЕС ни одного цента, чтобы не впасть в зависимость. Другие монастыри угрозы в этом не увидели или посчитали, что она на данный момент неактуальна.

Вопрос этот тесно сопряжен с вопросом отношения к современным технологиям на Афоне. На наших глазах произошла технологическая революция — появились интернет, транспорт, инфрастуктура. На Афоне разные точки зрения на то, как относиться к прогрессу технологий, насколько это совместимо с монашеством и насколько можно воссоздавать монастыри — в той величественной форме и на том технологическом уровне, как это часто происходит сейчас.

На данный момент Кинот искусственно ограничивает развитие транспортной инфраструктуры, асфальтирование, использование транспорта . Во многих монастырях монахи совсем не пользуются интернетом, мобильными телефонами — и, например, те же ученики старца Паисия сегодня ограничиваются минимумом средств: у них даже нет насоса, чтобы качать воду: её достают вручную, как это делали во все века. Отношение к технологиям осторожное. И такое же оно к вопросу о финансовой помощи ЕС.

Русские на Афоне

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

— В одной из первых новостей о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне, говорилось, что губернатор Афона был недоволен этим праздником и поручил Священному Киноту Афона разобраться с этим. Разве светский губернатор на Святой Горе имеет право вмешиваться в монастырские дела?

— Вопрос сложный. С одной стороны, на Афоне действуют законы греческой республики — в отношении уголовного и административного права. Это проявилось, например, в случае с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, который был арестован в 2011 году якобы за незаконную сделку с недвижимостью.

С другой стороны, обычно государство в таких случаях запрашивает разрешение Священного Кинота — оно не готово идти на резкие действия против монахов. Пример — монастырь Эсфигмен, который сейчас контролируют монахи, отколовшиеся от церковного общения с другими монастырям Афона и другими церквями. Был принят ряд судебных решение о том, что они обязаны освободить монастырь. Но полиция не готова к тому, чтобы насильственно вторгаться в обитель. Более того, государство — при том, что оно осуществляет таможенные функции — не препятствует Эсфигмену сообщаться с внешним миром, в том числе принимать паломников.

По поводу ситуации, о которой говорите вы, нужно сказать — на первом этапе были некоторые трения по поводу празднования. В частности, высказывались претензии, что Россия сама что-то решила проводить на Афоне, не согласовав это с греческими властями и Вселенским патриархатом, в чьей церковной юрисдикции находится Афон. Сейчас эти вопросы улажены — дано согласие правительство Греции и благословение Константинопольского патриарха. Губернатор Афона не так давно давал местной прессе интервью, где отметил, что за время его администрирования конфликтов и трений между светской властью и Кинотом не было.

— Каков Афон сегодня по соотношению национальностей?

— Большинство монахов — греки и киприоты. На втором месте по численности идут Румыния, Сербия и Россия. Потом, вероятно, Болгария, и есть еще довольно большое количество монахов их европейских стран — Финляндии, Италии, Франции. Представителей Африки и Азии — единицы, их можно назвать экзотикой.

— В прошлом году на форуме известного церковного деятеля развернулась дискуссия о том, что на Афоне действует негласная политика по ограничению присутствия русских. На ваш взгляд, это так?

— Проходила информация о том, что патриарх Константинопольский осторожно смотрит на увеличение числа русских монахов и в целом хочет ограничить количество монахов на Афоне — писал об этом греческий портал «Ромфеа». В целом же игумены на Афоне, по моим наблюдениям, весьма охотно принимают монахов из России — в каждом монастыре есть российские монахи и послушники, часто они занимают видные роли в своих обителях.

Игумен Ефрем Ватопедский

Вопрос ограничения русских на Афоне сегодня в первую очередь связан с визовыми препятствиями. Если ты принимаешь постриг на Афоне, то автоматически получаешь греческое гражданство. Но до этого момента нужно еще побыть послушником, и иногда послушничество длится годами. Для этого нужно получать визу, многократную, нетуристическую — иногда рабочую или студенческую, а это не всегда просто.

У людей, которые приняли постриг в России, затем уже поехали на Афон, ситуация еще более сложная. Необходимо оформить очень много документов — для европейцев этот вопрос не стоит.

— В 2011 году, когда арестовали игумена Ефрема Ватопедского, это событие связали, в том числе с его прорусскими симпатиями…

— Само давление на Ватопед было связано с тем, что этот монастырь играл значимую общественную роль, и не всем это нравилось. Ватопед пытался играть консолидирующую роль среди православных, пытался продвигать значение православной традиции и ее защиту — на уровне культурном, политическом, общественном. Это очень активный монастырь, и причины давления на него — недовольство позицией Ватопеда, в том числе, возможно, недовольство и его связями с Россией.

Нужно понимать также, что суверенитет Греции в значительной степени ограничен внешним управлением, а власть находится в руках людей, которые настроены достаточно антицерковно.

Паломничество

Монашеская республика на Афоне

— Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания.

— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.

Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.

— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?

— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.

— Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?

— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.

Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.

— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках? Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?

— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.

В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.

Пророчества Афона

Святой Арсений Каппадокийский и старец Паисий Святогорец

— В июне 2016 года пройдет Всеправославный собор. Известно, что в России многие верующие, и в том числе монахи, негативно относятся к этому события – опасаясь, что оно исказит чистоту православия. Какое отношение к собору на Афоне?

— Отношение осторожное: люди ждут его достаточно. Помимо открытых сопротивленцев, вроде братии монастыря Эсфигмен, опасения по поводу этого события есть у многих, но они пока не выражены в форме открытого противодействия.

К слову, такое же отношение к контактам предстоятелей православных Церквей с католиками — его можно назвать осторожным. Нет сомнений, что если Вселенский патриарх предпримет какие-то шаги, которые покажутся афонитам противоречащими традиции, то ответом на это станет соборный общеафонский документ, реакция всего Афона.

— Известны пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия о будущем освобождении Константинополя. Какое значение придает им Афон — насколько пророчества вплетены в жизнь Святой Горы?

— Значение этим словам придают самое серьезное — безусловно, они авторитетны для монахов, монахи часто ссылаются на них. Другой вопрос, что это не делают главным содержанием жизни, не охватываются паникой, не находятся в нервном смущении или ожидании. Все зависит от Бога, поэтому пророчества и знание о грядущих испытаниях на Афоне воспринимают в первую очередь как повод для усиления молитв.

Источник:
«Афон — это цель для атаки антихристиан»
Русская планета

134

Чему учит Афон: взгляд на Святую гору со стороны паломника - Общество

В 2016 году Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе Афон русских монахов. Афон входит в систему административных районов Греции как Автономное монашеское государство Святой горы. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского патриарха (с 1312 года). Среди них 17 греческих, один русский (Свято-Пантелеимонов), а также сербский и болгарский. О том, как встречают паломников на Афоне, и об укладе жизни на Святой горе в специальном материале рассказал специальный корреспондент ТАСС Андрей Шитов, отправившийся туда в год тысячелетнего юбилея.

Прежде я дважды бывал на Афоне, но уже более десяти лет тому назад. Светлая и благодарная память о Святой горе все эти годы жила во мне, и поэтому, когда мой друг и опытный паломник-агиорит Евгений Зубков пригласил в очередную пасхальную поездку, я сразу согласился. Тем более что в нынешнем году отмечается тысячелетие русского монашества на Афоне, а ехать предстояло туда, где оно и зарождалось, - в скит "Богородицы Ксилургу". 

Именно там, согласно историческим хроникам, располагалась первая святогорская обитель наших далеких предков. Первое письменное упоминание о ней оставил в 1016 году Герасим - "монах, милостию Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов".

Монастырь этот, в отличие от каменных греческих построек, был деревянным, что и закреплено в его названии: "Ксилургу" - производное от греческого слова, означающего "плотник" или "древодел". По преданию, там принял постриг преподобный Антоний Печерский - родоначальник древнерусского монашества и основатель Киево-Печерской лавры. А соборный храм в "Ксилургу", посвященный Успению Божией Матери, стал прообразом целой череды Успенских соборов русской церкви, в том числе в Киеве, Владимире и Москве. 

Теперь он уже тоже каменный, но престол его стоит там же, где находился и в первой деревянной церкви. И вот уже десять веков там день за днем зажигаются свечи и звучат слова русских молитв. Так что неугасимая русская лампада на Афоне - это не просто красивый образ.

Скит "Ксилургу Богородица". Вид со стороны подъездной дороги

© Андрей Шитов

Как взойти на Гору 

Чтобы попасть на Святую гору, одного собственного желания мало. По преданию, Афон - земной удел Пресвятой Богородицы. Монахи считают ее своей общей Игуменьей и верят, что без ее благословения или попущения у них ничего не происходит. Соответственно, по их убеждению, на Афоне по определению нет и не может быть не только случайных людей, но и случайных мыслей, слов, поступков и происшествий. Другое дело, что, преклоняясь перед своей небесной покровительницей, сами они стараются не мудрствовать лукаво, а жить как можно более просто, естественно и смиренно. У них даже в ходу пословица: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного".

Считается, что желанию человека попасть на Афон могут пытаться препятствовать и темные силы. Помню, при первой поездке меня обуревали сомнения: дескать, "и рад бы в рай, да грехи не пускают". И далеко, и дорого, и мирских дел и забот полон рот.

Как же счастлив я был потом, что не послушался этих сомнений! И на сей раз уже знал, что подобное малодушие - от лукавого. Что Афон облегчает, очищает и врачует душу, растворяя без остатка житейские проблемы и горечи. Но без искушений все же и теперь не обошлось.

Непостижимым образом я умудрился... перепутать дату отъезда. Спохватился за час до авиарейса, опрометью бросился в аэропорт и успел переоформить билеты на следующий день - с двойной оплатой. Из-за потери суток опоздал на рейсовые автобусы, и в Уранопулис, откуда курсируют паромы на Афон, пришлось из Салоник добираться на такси. Денег изначально было жалко, и урок, как я его понимаю, заключался как раз в том, что жалеть их не следовало. Нельзя экономить на том, что искренне считаешь святым.

Вид на Афон

© Андрей Шитов

Уроки Афона

Кстати, об уроках. Афон их преподносит постоянно - причем, как правило, не те, которых ждешь. Я вот по прежнему опыту полагал, что знаю, куда и зачем еду. Но в итоге вынес ворох впечатлений, в которых еще предстоит по-настоящему разбираться.

Хватился я, скажем, задним числом фотографии человека, с которым беседовал на Афоне, - а ее нет. Сам не сделал, и, откровенно говоря, не только потому, что снимать афонитов, как правило, "не благословляется". Просто даже и не спросил позволения.

Позже пересмотрел все свои фото и убедился, что на них вообще сплошь пейзажи ("дали", как иронически писал в свое время по другому поводу Сергей Довлатов), а человеческих лиц почти нет. При том, что сам я никогда не любил и не люблю подобные "мертвые" для меня изображения. Поневоле пришлось задуматься о своем отношении к людям...

Правда, внешней видимости на Афоне значения на самом деле никто не придает. Именно поэтому фотографии, как и зеркала, там не в почете: монахам они ни к чему. Туда едут вглядываться вовнутрь - даже паломники и даже если они сами этого не сознают и не отрывают глаз от видоискателей.

Другое дело, что во взбаламученной воде отражения не увидишь. Надо дать ей отстояться, чтобы осела муть. Даже на Горе, вдали от мирской суеты, этого нелегко добиться. Это я о душе, а как раз вода сама по себе там замечательная: сплошь родниковая, свежая, вкусная, чистая.

Вид на море по дороге к Новому скиту

© Андрей Шитов

Монах обязан все уметь

Под стать воде и людские характеры. На Афоне они уникальные - такие, что запечатлеть стоит чуть ли не каждый. В "Ксилургу" нас встречали в Великую субботу иеромонахи Симон и Мартиниан и трудник (кандидат в монахи) Богдан. Для меня эта живая троица, отслужившая в ту же ночь в своем тысячелетнем храме пасхальную литургию, стала собирательным образом сегодняшнего русского монашества на Святой горе.

Старший в скиту по положению - отец Симон - несет это послушание последние семь лет. Раньше был священником в Красной Поляне. Овдовев, удалился на Афон, но о прежнем приходе до сих пор вспоминает с ностальгией. Звучный и отчетливый голос его заполнял во время литургии небольшое помещение собора; нам же он даже попенял за то, что мы поначалу негромко, вполголоса откликались на пасхальные приветствия.

Отцы Симон и Мартиниан

© Андрей Шитов

Работает иеромонах так же истово, как и молится. С присказкой о том, что русский поп, как и вообще русский мужик, обязан все уметь, одинаково свободно управляется и с бензопилой, и с современным компьютером, и с кухонными сковородками. 
Прежде всего именно его стараниями "лик скита" выступил за последние годы из буйно растущих афонских "джунглей". Конечно, нынешний вид обители - это и результат "евроремонта", устроенного в самое последнее время на средства состоятельного российского предпринимателя. Но изнутри видно, что ремонт этот далеко еще не окончен и заведомо не будет окончен к скорым юбилейным торжествам.

Монахи же, естественно, рассчитывают, что все будет доведено до конца, включая и обустройство "туристических троп" к двум разрушенным мельницам, искусно построенным на горных склонах в конце позапрошлого века, когда в скиту насчитывалось до 200 работников. Со стороны их хлопоты напомнили мне поначалу библейскую притчу о Марфе. Но отец Симон доходчиво объяснил, что если заблаговременно не отвести от скита растущий поток паломников, то тот просто захлестнет обитель вместе с ее крошечной и количественно явно недостаточной братией. Ведь и сейчас у нее дел и забот столько, что гостей на постой в скиту за редчайшими исключениями не принимают.

Исповедь: не говорить, а слушать

Старший по возрасту в "Ксилургу" отец Мартиниан в августе отмечает 40-летие своего приезда на Афон, а в ноябре - собственное 70-летие. Раньше него из ныне здравствующих русских монахов на Гору прибыл лишь действующий настоятель Свято-Пантелеймонова монастыря столетний схиархимандрит Иеремия.

Скит "Богородицы Ксилургу". Тысячелетний алтарь

© Андрей Шитов

Многие русские монахи-келлиоты (т. е. живущие в кельях, вне монастыря) приходят к доброму и бесхитростному о. Мартиниану исповедоваться. Обращаются к нему за духовными наставлениями и из-за пределов Святой горы. Так что в моей воображаемой троице он - старец.

Я, кстати, и сам ходил к нему на исповедь перед причастием и получил еще один афонский урок. Волнуясь, я запинался и медлил со своими покаянными признаниями, и тогда он сам подхватывал перечисление грехов. Мне казалось, он меня просто поторапливает, и я что-то подтверждал и развивал, а что-то и опускал второпях. Только позже мне объяснили, что старец на самом деле не спрашивал, а просто указывал мне на мои недостатки, требующие особого внимания. А я, не сознавая этого, даже и запомнил не все. В общем, его надо было слушать, а не себя...

Любовь и свобода

Наконец, младший и по возрасту, и по положению украинец Богдан запомнился и чистым голосом, которым пропел всю литургию, и чистой душой. Старшего в скиту он зовет просто "отец". Всем, включая и паломников, с радостью готов услужить. При этом у самого за плечами духовная семинария со специализацией по иконописи. В отличие от о. Мартиниана, который меня расспрашивал, "чем отличаются журналисты от корреспондентов" и "зачем они суют людям под нос трубки", т. е. микрофоны, вполне свободно ориентируется и в современной технике, и вообще в мирских новостях.

Скит "Богородицы Ксилургу". Пасхальная литургия

© Андрей Шитов

Отец Симон рассказывал, кстати, что после начала украинского кризиса у них случился разговор, в котором России был брошен упрек, что та "ведет себя как старший брат". Он на это ответил, что Россия "и есть старший брат" для соседей-единоверцев, что только благодаря ей они и сохранились как нации, "за гранью дружеских штыков" (цитата из лермонтовского "Мцыри", о Грузии). Тема больше не поднималась.

Пользуясь случаем, я спросил монаха о его отношении к свободе. В спорах с американцами, которые ее слепо обожествляют, я обычно доказываю, что свобода может обращаться не только во благо, но и во зло, что на самом деле высшая ценность - любовь. Но сталкиваюсь с возражением, что подлинная любовь сама может быть только свободной.

Собеседник разрешил мои сомнения без труда. Бог - податель и любви, и свободы, напомнил он. Любовь стоит выше и включает в себя свободу, как свою составную часть. Свобода, одухотворенная любовью, ценна и полезна. Но она может быть основана и не на любви.

Ватопедская "Отрада"

В пасхальное воскресенье я ходил в Ватопед - один из самых древних, больших и богатых афонских монастырей, который занимает второе место из 20 в их иерархии. Пришел удачно - как раз когда братия собиралась закрывать ворота, чтобы всем отправляться на службу. Знамение, конечно, невелико - но только не для человека, отшагавшего два часа по горной дороге и понимающего, что впереди такой же обратный путь.

Служба, сопровождавшаяся чтением Евангелия на разных языках и перекличкой мужских хоров, была удивительно торжественна и красива. Как всегда на Пасху, завершилась она раскачиванием хороса, знаменующим сотрясение стихий, когда "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хорос - это громадный обруч или венец со свечами, диаметром примерно равный барабану купола и висящий под ним на цепях. Он богато изукрашен, в том числе литыми изображениями двуглавых византийских орлов и страусиными яйцами.

Шел я в Ватопед прежде всего к любимым иконам - целебной "Всецарице" и "Парамифии", известной в русской традиции как "Отрада и утешение". Мне как журналисту последний образ дорог тем, что на нем Богородица отводит от своих уст руку самого Иисуса Христа, пытавшегося помешать ей предупредить монахов, не отличавшихся благочестивой жизнью, о скором нападении пиратов. По сути, она отвергает цензуру - даже исходящую из божественного источника.

Пасхальная служба в монастыре Ватопед. Справа на снимке - чудотворная икона "Всецарица"

© Андрей Шитов

Уклончивость архимандрита Ефрема

По традиции после пасхальной службы в Ватопеде все друг с другом христосуются в монастырском дворе. Воспользовавшись случаем, я спросил у настоятеля обители архимандрита Ефрема, что он хотел бы пожелать русским братьям по случаю тысячелетия их присутствия на Афоне. Игумен ответил, что плохо говорит по-английски, а на предложение перейти на русский лишь улыбнулся и отвел глаза.

Пасхальная служба в монастыре Ватопед

© Андрей Шитов

Ватопеду, помимо всего прочего, принадлежит бывший русский Свято-Андреевский скит близ административной столицы Афона - Кареи. По мнению многих специалистов, в свое время лишь революция 1917 года в России помешала этой величественной обители стать самостоятельным монастырем. В то время русская монашеская братия на Афоне своей численностью и влиянием, пожалуй, превосходила греческую, и греков это совсем не радовало. Настороженное отношение к планам России сохраняется и теперь, хотя все монастыри официально находятся в канонической юрисдикции Константинопольского патриархата, а насельники их обязаны принимать греческое гражданство.

Поэтому уклончивая реакция на вопрос об отношении к предстоящим российским торжествам на Афоне - скорее правило, чем исключение. Правящий Священный Кинот, конечно, будет принимать в них участие, но простые монахи, даже русские, но подвизающиеся вне Пантелеимонова монастыря, идти на праздник не собираются. Многие говорят, что их туда и не звали, а некоторые убеждены, что в случае приезда высоких гостей из Москвы монастырь будет наглухо закрыт для посторонних. Для греков, кстати, это вопиющее нарушение традиций, какими бы соображениями безопасности оно ни оправдывалось.

Крестный ход для вежливых людей

Крестный ход в Карее

© Андрей Шитов

В Светлый понедельник мы ездили в ту же Карею на главный афонский крестный ход - с иконой "Достойно есть". По преданию, перед этим образом архангел научил святогорского инока, а через него и всех христиан, правильно величать Богородицу, для верности записав текст молитвы пальцем на камне.

Камень тот позже был увезен в Константинополь и утрачен, а икона по сей день находится в Успенском соборе, главном храме афонской столицы. Во время крестного хода она посещает представительства (конаки) всех монастырей и несколько скитов. Повсюду ее встречают молитвами и праздничным угощением для монахов и паломников. Угощение, кстати, скромное, как и весь монашеский рацион, даже в Светлую седмицу: яйца, брынза, хлеб, вино, кое-где - сладости.

Нести святыню - огромная честь. Но путь долгий, многокилометровый, местность холмистая, а образ в своем драгоценном окладе весьма увесист даже для двоих мужчин (женщинам на Афон, как известно, вообще хода нет). Так что на отдельных участках монахи доверяют эту честь мирянам. Естественно, и сами они, и вооруженная охрана внимательно следят за безопасностью иконы и вообще за порядком.

Среди нескольких сот участников процессии представлен весь православный мир. Я слышал пение на грузинском, разговоры на английском и французском, не говоря уже о греческом. Но все же главным языком общения участников крестного хода, без сомнения, был русский.

И речь шла не только и не столько об Афоне. Активисты движения "Сорок сороков", которые по благословению несли собственную большую икону в честь Сорока Севастийских мучеников, рассказывали о строительстве и защите православных храмов в Москве. Худощавый мужчина с коротко стриженной седой бородой и в расшитой крестами цветной скуфейке делился опытом "смиренной, но действенной самозащиты" в Латвии. Молодой кудрявый парень в фуражке и полувоенной форме "под казака" оказался севастопольцем, на рукаве у него красовался шеврон с надписью "Вежливые люди".

Крестный ход в Карее с иконой "Достойно есть"

© Андрей Шитов

Наказание за гордыню

Сам я почти весь крестный ход прошел с отцом Герасимом из кельи святого Серафима Саровского - давним своим знакомым, благословившим меня в 2005 году на первую мою публикацию об Афоне. С тех пор мы с ним не виделись, и хотя связь наша полностью не прерывалась, весточки были столь редкими, что теперь и нескольких часов не хватило, чтобы наговориться.

К радости от этой встречи добавилось и удовольствие от несения иконы, и то, что в Свято-Андреевском скиту я сподобился приложиться к честной главе апостола Андрея Первозванного, которого считаю своим небесным покровителем. Наконец, по завершении крестного хода удалось получить очень нужное мне по работе интервью. В общем, я был доволен и даже горд собой... за что тут же и поплатился.

Когда мы с отцом Симоном дождались попутной машины для возвращения в "Ксилургу", свободных мест в ней не было. Но русские паломники, заполнявшие кузов внедорожника, ужались до предела, чтобы не оставлять нас на обочине. Забираясь внутрь, я второпях зацепился головой за какой-то железный штырь и довольно сильно поранился.

Мысль о наказании за гордыню пришла немедленно. Однако если это была кара, то и милость не заставила себя ждать. У одного из случайных попутчиков - молодого врача по имени Николай - нашлись при себе не только стерильный бинт в фабричной упаковке, но и целая бутыль с надписью "Хлоргексидин биглюконат. Антисептическое наружное средство". Так что первая медицинская помощь - и весьма квалифицированная - была мне оказана немедленно.

Вручая мне при расставании все эти припасы, Николай сказал, что при сборах на Афон долго сомневался, стоит ли брать их с собой. А товарищи его шутили, что "пролить кровь в паломничестве на Святую гору" даже почетно...

Критерий святости

Новый скит монастыря Св. Павла

© Андрей Шитов

Остаток своего пребывания на Афоне мы провели еще в одном месте, куда достаточно трудно попасть, - в Новом скиту монастыря Св. Павла. Там сейчас только двое насельников - известный в местных обителях иконописец отец Никодим и молодой инок Павлин, нареченный в честь древнего итальянского святого. С первым мы почти не общались, поскольку он говорит только по-гречески; последний же сразу понравился мне ясностью ума, обширностью познаний, твердой определенностью суждений.

Запомнились, например, его слова о том, что задача верующего человека - преобразить себя. Попытки же преобразования природы и мира без собственного преображения - "это шаманизм". При обсуждении святости, в поисках которой многие едут на Афон, он напомнил, что в православной традиции святые делятся по чинам. Чин преподобных - монахи, чин святителей - епископы, чин благоверных - правители.

Соответственно, "святой - это образец христианина в своем чине", сказал отец Павлин, приведя в качестве примера Александра Невского, который поминается как благоверный князь и воин, хоть он и умер монахом. "Потому что свою святость он стяжал как князь", - пояснил собеседник.

На пути к Новому скиту

© Андрей Шитов

Будет Афон - будет и монашество

Новый скит расположен на месте кельи преподобного Иосифа Исихаста - одного из самых известных и почитаемых афонских старцев прошлого века. Там же находится и его могила, к которой стекаются паломники, хотя останков святого там уже нет, осталась лишь частица мощей.

Неполные сутки, проведенные нами в Новом скиту, стали для нас временем подведения итогов очередной встречи со Святой горой. А перед отъездом я, памятуя о неслучайности всего, что на ней делается и говорится, и уповая на незримое присутствие старца Иосифа, попросил о. Павлина ответить на несколько вопросов.

Родом он из Черновцов, поэтому прежде всего я спросил, долго ли, на его взгляд, продлится нынешняя тяжкая размолвка между Украиной и Россией.

"Думаю, к сожалению, это очень надолго, - ответил монах. - При правильных действиях, при желании примириться с обеих сторон, думаю, должно пройти не меньше одного поколения, т. е. лет 20. А, к сожалению, этих правильных действий ни с одной из сторон пока не предполагается".

Удручающим был ответ инока и на вопрос о возможности крупных потрясений в России в будущем году, на который приходится столетие октябрьской революции 1917 года. Чтобы давать такие прогнозы, надо иметь дар предвидения, сказал отец Павлин. "А как я сам думаю, так, по-моему, эти потрясения уже идут. Они уже начались, и не только в России. Это движение - оно во всем мире происходит", - отметил он.

Кстати, судя по тому, что я слышал на Афоне, там такого мнения придерживаются многие. Впрочем, завершили мы разговор все же на оптимистической ноте. На вопрос о том, будет ли сохраняться русское монашество на Афоне еще через тысячу лет, собеседник ответил: "Если будет Афон, будет и монашество".

Корреспондент ТАСС Андрей Шитов

Спецпроект на тему


Смотрите также

Описание: